Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

Председатель Совета СРО НП «БалтЭнергоЭффект»
Загускин Никита Николаевич

 

Региональные программы по энергосбережению и проблемы их реализации

 

Федеральный закон от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу и действует более года. Несмотря на многие положительные моменты: создание саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, появление на рынке энергоаудиторских компаний, - есть и большой минус: слабая осведомленность руководителей муниципальных органов власти, бюджетных организаций (не говоря уже о населении) о требованиях Закона и необходимых мероприятиях, которые необходимо организовать и провести.
Закон потребовал, чтобы до 1 августа 2010 года были разработаны и утверждены региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Такие программы действительно разработаны, причем по логике вещей в первую очередь они должны были появиться в органах местного самоуправления, а затем уже на уровне субъектов Российской Федерации.

Программы тем и отличаются от концепций, что в них ставятся конкретные сроки по проводимым мероприятиям в области энергосбережения, а также приводятся численные показатели по достигаемому эффекту.

Если рассмотреть Региональные программы по энергосбережению двух субъектов РФ - Санкт-Петербурга и Ленинградской области, то, несмотря на их различие в содержательной части, общей сходной чертой является разбиение всего периода осуществления Программ на два этапа: в период 2010-2015 годов и 2016-2020 годов.

Здесь необходимо заметить, что более значительную отдачу от энерго- эффективных мероприятий разработчики Программ видят на втором этапе их реализации, т.е. в 2016-2020 гг. Это хорошо видно из представленных диаграмм (рис. 1 - данные по Санкт-Петербургу и рис. 2 - по Ленинградской области).

Это можно было бы объяснить двумя причинами. Во-первых, некоторая инерционность и «задержка на старте» исполнителей и руководителей разного уровня, от которых зависит выполнение программ в регионах и муниципальных образованиях. (Можно для примера привести поговорку «Русские долго запрягают, да быстро едут»). Во-вторых, неясность по объемам финансирования (на 2010 год какие-либо расходы в бюджете вообще не планировались). В-третьих, последствия общемировых кризисных явлений не обошли стороной и Россию.

С другой стороны энергетики прекрасно понимают, что ощутимый выигрыш достижим именно на первом этапе реализации программ по энергосбережению. При этом при относительно небольших затратах можно в короткие сроки получить существенную экономию энергоресурсов и воды. В дальнейшем, когда основные энергосберегающие мероприятия уже реализованы, каждый процент экономии достается с большим трудом.

Скорее всего, второй этап был слишком непросто прогнозируемым (в отличие от первого), и поэтому количественные оценки весьма приблизительны.
Особенностью программных документов является то, что в задачах указывается: «Активное вовлечение всех групп потребителей в процесс ресурсосбережения. Формирование эффективной системы пропаганды энергосбережения, развитие образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с учетом использования зарубежного опыта».

Следует отметить, что в действительности мы пока не наблюдаем активного вовлечения руководителей бюджетных организаций и предприятий, органов местного самоуправления, различных групп населения в процесс энерго- и ресурсосбережения. Причем 2010 год можно уже считать «потерянным» годом, так как по Закону «Об энергосбережении...» разработка подзаконных актов является важной составной частью по энергосбережению, но не самой главной.

Дело в том, что организации, объекты которых подлежат обязательному энергообследованию (органы государственной и муниципальной власти, госучреждения, предприятия с потреблением энергоресурсов на сумму более, чем на 10 миллионов рублей в год, организации - поставщики энергоресурсов и воды и др.) должны были сэкономить 3% энергоресурсов по отношению к 2009 году. Однако этой проблемой никто всерьез не занимался, не были даже установлены приборы учета. За пятилетие перечисленные организации должны сэкономить 15% энергоресурсов, что является весьма значительным шагом в деле энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Перед руководителями этих организаций встает и очередная важная задача: в оставшийся менее чем двухлетний период (до конца 2012 года) осуществить энергетическое обследование подведомственных объектов. Такое обследование имеют право осуществлять только юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, являющиеся членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования. Таких организаций сегодня в России насчитывается 43, из них почти половина зарегистрирована в Москве и 7 в Санкт-Петербурге. В российских СРО состоит около 2000 членов - энергоаудиторских организаций и индивидуальных предпринимателей.

Особенность проведения энергетического обследования состоит в том, что энергоаудиторы должны составить энергетический паспорт объекта, в котором должны быть отражены нормируемые и фактические показатели расхода энергоресурсов и воды, потенциал энергосбережения и рекомендуемые мероприятия с указанием затрат на них и сроков окупаемости оборудования.

По непонятным причинам не проявляют активности руководители предприятий, чьи объекты подпадают под процедуру обязательного энергообследования. Провести обследование крупного промышленного объекта - дело не одного месяца. На энергоаудит производств может уйти год и больше.

На самом деле при всей жесткости требований по срокам выполнения мероприятий Закон довольно-таки лояльно относится к энергоаудиту, проводимому собственными силами. Организация может осуществлять энргоаудит собственных объектов (а также и всех прочих) при одном лишь условии: она должна быть членом саморегулируемой организации. И если некоторым бюджетным организациям (например, школе, поликлинике и т.п.) такой вариант не выгоден, так как проще пригласить квалифицированного энергоаудитора со стороны, то для предприятий, в штате которых есть и энергетики, и специалисты по вентиляции и водоснабжению, в этом случае - прямая выгода и польза.

Именно представители саморегулируемых организаций в настоящее время активнее всех занимаются пропагандой энергосбережения, освещая данную проблему в СМИ, выступая перед руководителями бюджетных организаций, ТСЖ и управляющих компаний.

Вторая составляющая программных задач сводится к развитию образовательных программ и повышению энергетической эффективности с использованием зарубежного опыта. Недавно Минрегион России сообщил о завершении работы по созданию региональных центров энергетической эффективности и отраслевых обучающих центров энергоэффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Это важная работа была осуществлена во исполнение плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении ...", утвержденного распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 1830-р.

К участию в создании региональных центров энергетической эффективности и отраслевых обучающих центров энергоэффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства приглашаются учебные заведения высшего и дополнительного профессионального образования. Можно с уверенностью сказать, что к работе региональных центров энергоэффективности и отраслевых обучающих центров должны привлекаться и опытные энергоаудиторы, и представители саморегулируемых организаций, и профессорско-преподавательский состав ведущих вузов. Нет необходимости доказывать, что такие центры будут для регионов средоточием соединения теории практики энергосберегающих технологий и мероприятий, учреждениями повышения и квалификации в области энерго- и ресурсосбережения для лиц различных специальностей и профессиональной принадлежности. Благодаря этим центрам можно придать мощный импульс для реального, а не на бумаге осуществления региональных программ по энергосбережению и по повышению энергетической эффективности.

Законы сами по себе не работают, нужен четко выверенный комплекс организационно-технических мероприятий, позволяющих претворять положения законов в жизнь.

Сканированная версия статьи