Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

Энергоаудит: где взять деньги?

В рамках круглого стола «Саморегулирование в области энергетических обследований. Этап становления», состоявшегося в Санкт-Петербурге 14 сентября специалисты обсуждали проблемы финансирования мероприятий повышения энергоэффективности.

Федеральный Закон № 261-ФЗ превратил энергоаудит в обязательную процедуру, а энергоаудиторов обязал объединиться в СРО. С августа 2010 года в России создавалась система саморегулирования в области энергетического обследования, и, на сегодняшний день, зарегистрировано более 100 СРО, в рядах которых состоит около 4000 членов. Члены энергоаудиторских СРО готовы к проведению обследования объектов, составлению энергетического паспорта, работе по программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Участники процесса опасались недостатка специалистов, ажиотажного спроса на энергетические паспорта и появления в связи с этим недобросовестных компаний. Однако заказы на рынке энергоаудиторских услуг практически отсутствуют.

В чем причины такого положения дел?

Как известно, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. № 2446-р была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». В Паспорте Программы определены объемы и источники финансирования до завершения реализации Программы: средства федерального бюджета в размере 70 млрд рублей; средства бюджетов Российской Федерации - 625 млрд рублей; средства внебюджетных источников в размере 8837 млрд рублей.

В своем выступлении на круглом столе Советник директора СРО НП «Балтэнергоэффект», д.т.н., профессор, Почетный энергетик РФ Александр Журавлев констатировал, что складывается парадоксальная ситуация: Правительство рассчитывает на то, что регионы все-таки «раскошелятся», а еще в большей степени привлекут внебюджетные средства. Регионы же ждут бюджетного финансирования из федеральных источников.

Необходимо отметить, что 05.09.2011 г. вышло Постановление Правительства РФ № 742, которое предоставляло возможность регионам воспользоваться средствами федерального бюджета. Речь идет о тех самых субсидиях, которых, в расчете на 10 лет, должно быть выделено 70 млрд рублей, т.е. по 7 млрд рублей на календарный год. Строго говоря, на энергосберегающие программы в регионы отпускается 5 млрд 126 млн рублей, но есть при этом одно но... Заявки необходимо было подать до 10 сентября.

А как же внебюджетные фонды? Скорее всего, при нормотворчестве подразумевалось, что появятся подзаконные акты, мотивирующие бизнес-структуры вкладывать деньги (причем большие деньги!) в энергосберегающие мероприятия и повышение энергетической эффективности. Но пока не обозначено никаких льгот: налоговых, кредитных, арендных и пр.

В результате в большинстве регионов участники рынка энергоаудита оказались в «денежном вакууме»: бюджетные организации не получают необходимых средств, а коммерческие структуры не знают, как и когда им «отобьются» вложенные средства.