Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

Торможение в энергосбережении

(Заместитель председателя Совета НП «БалтЭнергоЭффект» Антон Мороз)

Мы стоим на пороге второй годовщины со дня вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009г. № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в другие законодательные акты Российской Федерации». За прошедшие годы необходимо было выполнить огромную (по сути эпохальную) работу: провести обязательное  энергетическое обследование многих сотен тысяч важных энергопотребляющих объектов и выдать «рецепты» по снижению энергопотребления и повышению их энергетической эффективности.

Однако этого, к сожалению, не сделано.А ведь до завершения срока обязательного энергетического обследования, под которое подпадают многие юридические лица (все органы государственной и муниципальной власти, бюджетные организации, организации генерирующие и транспортирующие организации, крупные энергопотребители и др.) остается около года.

СДВИГИ ЕСТЬ

После вступления Закона в силу произошел ряд положительных изменений.

Во-первых, появилась система саморегулирования в области энергетического обследования. Саморегулируемые организации (СРО) не только формируют правила игры для своих членов, но и в значительной степени отвечают за их работу, так как копии энергетических паспортов отсылаются СРО в Минэнерго РФ.

Во-вторых, декларирована обязательность энергетического обследования для ряда юридических лиц. Ранее, в период действия Закона «Об энергосбережении» от 1996 года, существовал в основном только добровольный энергоаудит (обязательный - для крупных энергопотребителей).

В-третьих, жестко определены сроки обязательного энергетического обследования для конкретных лиц. Следует сразу оговориться: поскольку в песочных часах две трети отмеренного песка уже просыпалось, то, даже прибегнув к «штурмовщине», выполнить эту задачу будет крайне сложно. Так, по данным из Приволжского федерального округа, за оставшиеся 450 дней необходимо провести энергообследование около 200 000 объектов, находящихся в ведении 80 000 организаций. Сделать это можно, только если обследовать более чем 400 объектов ежедневно, в т.ч. в выходные и праздничные дни!

В-четвертых, законом установлена ответственность юридических и должностных лиц за исполнение его требований. Изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривают штрафы для юридических лиц в размере 500 - 600 тысяч рублей. Причем, как мы понимаем, взиматься они могут неоднократно. Право штрафовать за различные виды нарушений предоставлено различным ведомствам: Минэкономразвития, Минэнерго, Минпромторгу, Минрегиону, ФАС, ФСТ, Ростехнадзору, Роспотребнадзору и Росстату.

 

ДЕМПИНГ НА КАЧЕСТВЕ

Казалось бы, «картина маслом». Однако... не срослось. Сегодня заказчик не находит надежного энергоаудитора, профессиональный энергоаудитор - заказчика, а оба вместе -  денег. На альтруистских началах серьезные дела не делаются и отношения не строятся.

В последнее время на рынке начинает появляется множество демпингующих фирм, которые за относительно небольшие деньги готовы выполнить работы по энергетическому ообследованию объекта любой сложности, даже без выезда на место. Спрашивается: «А как же паспорт? А как же его регистрация в Минэнерго?». А никак! Деньги получены, и хорошо.

С этими демпингующими «собратьями», которые могут «уронить» цены за энергоаудит до 20-30 тысяч рублей, близко соседствуют аффилированные организации по энергетическому обследованию. Как правило, те, в которых свой маленький бизнес хотят организовать граждане, близкие к руководителям местной администрации. При этом они нисколько не заботятся о результатах работы и своей репутации.

Существует ряд причин, по которым сегодня невозможно создать единый ценник по энергетическому обследованию. Минэнерго не собирается диктовать цены на этот вид деятельности, поскольку делать это должен рынок. В регионах же цены отличаются в разы. Так, по данным московского государственного бюджетного учреждения «Энергетика», средняя стоимость энергетических обследований, проведенных в Москве в 2010 году на объектах социальной сферы, составила 259 тысяч рублей, а на объектах ЖКХ - 359 тысяч рублей. При этом цена аналогичных работ в регионах варьируется от 75 до 100 тысяч рублей. Как видим, диапазон достаточно широк: стоимость энергообследований может отличаться в 3,5-4 раза.

Кстати, ценовой уровень до 100 тысяч рублей является характерным для многих регионов при проведении энергоаудита госучреждений. Происходит это потому, что при большей стоимости руководитель  бюджетной организации обязан объявлять конкурс. При этом окончательная цена может «упасть» до 20-30 тысяч рублей. Все энергоаудиторы понимают, что провести качественное энергетическое обследование за такие деньги невозможно. Именно таким образом демпинг сводит на нет все положительное, что наработано в области энергоаудита.

Бездумное применение пресловутого 94-го закона без дополнительных условий при объявлении конкурса по энергетическому обследованию приводит к тому, что заказчик, сам того не замечая, роет себе яму. Купившись на дешевое предложение, он может получить некорректный энергетический паспорт, не говоря уже о никуда не годном отчете и программе и программе мероприятий по дальнейшему энергосбережению. В дальнейшем такой документ никогда не будет зарегистрирован, а стало быть, бюджетная организация окажется в числе должников по энергетическом уобследованию.

НЕОБХОДИМЫ РАЗЪЯСНЕНИЯ

Кроме всего прочего, в регионах не отработаны региональные программы по энергосбережению. Муниципальные органы власти надеются на финансирование из региональных бюджетов, в то время как последние строились в расчете на софинансирование муниципальных образований. В конечном же итоге все рассчитывают  на федеральный бюджет, который, разумеется, небезграничен. И главный вопрос: более 90% средств на финансирование программ по энергосбережению в соответствии с распоряжением правительства РФ планируется привлечь из внебюджетных источников. А где их взять?!

 

Несмотря на принятые подзаконные акты, методы стимулирования в сегодняшней России не срабатывают. В частности, отсутствует механизм, позволяющий реализовать указанную в п. 3 ст.24 закона об энергосбережении возможность для бюджетных учреждений использовать на свои цели (вплоть до фонда оплаты труда) денежные средства, полученные за счет экономии энергоресурсов. Точно так же не работает механизм, позволяющий бюджетной организации рассчитываться по энергосервисному контракту за счет средств, сэкономленных на энергоресурсах. Как это реализовать на практике - никто не знает. В итоге, скорее всего, сэкономленные сверх норматива средства уйдут в бюджет, а на следующий год оттуда будет просто выделено меньше денег. Следовательно, нормативно-правовая база в части мотивации руководителей бюджетных организаций к достижению более высокого уровня энергоэффективности подведомственного объекта должна быть усовершенствована.

Требует конкретизации на уровне нормативных актов изложенное в п. 2 ст. 27 закона положение о государственной поддержке инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Эта поддержка может осуществляться, в частности,  путем применения мер стимулирующего характера, предусмотренного законодательством о налогах и сборах, путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам и т.п.

Необходимо конкретизировать (с указанием ответственного органа исполнительной власти федерального уровня) применение вступившего в силу постановления правительства РФ от 12.07.2011 г. № 562 « Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создании которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита».

МОСКОВСКАЯ ИНИЦИАТИВА

Совсем недавно  мэром Москвы С.Собяниным принят ряд решений, которые открывают дополнительные возможности как для инвесторов, так и для руководителей бюджетных организаций:

- о сохранении на длительный период базового объема субсидий на содержание бюджетного учреждения;

- об использовании сэкономленных средств на нужды этих учреждений, в том числе на выплаты персоналу (премии, бонусы и т.п.);

- об утверждении типовых форм и методик для проведения конкурсных процедур и заключения контрактов.

Но в регионах пока эта инициатива поддержки не получила. Возникает странная ситуация. Федеральный закон прописывает определенные стимулы для всех, кто может быть заинтересован в энергосбережении и повышении энергетической эффективности, но эти нормы не выполняются. Следовательно, заинтересованность в том, чтобы заказывать энергетическое обследование и внедрять энергоэффективные мероприятия, резко снижается. При этом ответственных лиц не пугают даже достаточно солидные штрафные санкции, о которых говорилось ранее.

Все участники системы энергоаудита надеются на свет в конце тоннеля. Главное, чтобы это был не свет прожектора мчащегося на нас локомотива!

Сканированная версия статьи