Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

Саморегулирование и финансирование энергоаудита

13-14 сентября в Санкт-Петербурге проходила II Всероссийская научно-практическая конференция «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство», в рамках которой состоялась встреча за круглым столом, где обсуждались вопросы по теме «Саморегулирование в области энергетических обследований. Этап становления». Мероприятие стало не только дискуссионной площадкой, но и информационным рупором, донесшим до специалистов отрасли важнейшие изменения и тенденции.

Cделать первый шаг

Руководитель аппарата Национального объединения в области энергетического обследования Леонид Питерский так сформулировал ближайшие задачи: «Мы хотим помочь профессиональному сообществу, работающему на рынке, и создать свои правила игры по исполнению тех функций, которые возлагает на нас в рамках энергетического обслуживания государство. Заказчик, а это в первую очередь бюджетные организации, должен понимать, что, обратившись к энергоаудиторам, он получит качественный продукт. Это станет исходной точкой, которая даст возможность будущему инвестору просчитать, когда же будет возврат вложений».

«В России с августа 2010 г. создавалась система саморегулирования в области энергетического обследования, основные задачи и компетенции которой закреплены, опять же, в законе. Сегодня зарегистрировано более 100 саморегулируемых организаций, в рядах которых состоит около 4 тыс. членов. Последние представляют собой энергоаудиторские организации с различным опытом работы и разным уровнем профессиональной подготовки специалистов, отличающейся приборно-инструментальной базой», - отметил советник директора СРО НП «Балтэнергоэффект», д. т. н., профессор, почетный энергетик РФ Александр Журавлев в своем докладе «Роль Национального объединения СРО в области энергетического обследования».

Сегодня делаются первые практические шаги. Недавно сформированное Национальное объединение СРО в области энергетического обследования, по оценке Александра Журавлева, уже сумело достаточно серьезно заявить о себе. Созданы различные комитеты, у которых прошли первые организационные заседания. Если учесть, что есть комитет по защите прав СРО, то становится ясным, почему все члены НОЭ могут чувствовать себя спокойно.

Комитет по профессиональному образованию может определять основные требования по повышению квалификации и аттестации сотрудников.

Комитет по ценообразованию одной из первоочередных задач видит создание методики определения стоимости энергоаудита.

Как полагает Александр Журавлев, комитетом по нормативно-методической работе и унификации документов могут быть созданы стандарты и правила Национального объединения СРО, уровень которых будет сопоставим с общероссийскими нормативными документами.

Леонид Питерский считает, что в программе энергосбережения должен быть сделан акцент на возможности, которые предлагаются участникам рынка, поскольку программа ориентирована именно на них. Руководитель аппарата Национального объединения в области энергетического обследования выказал обеспокоенность тем, что квалифицированных специалистов, профессионалов в области энергоаудита очень мало, поэтому необходимо их обучение. Между тем в программе энергосбережения предусмотрена весьма незначительная сумма финансирования исследовательских работ, и рассчитывать на высокое качество их выполнения не приходится. Экономия в энергосбережении не должна проводиться в ущерб людям.

Где взять деньги?

Во исполнение Федерального закона № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в конце 2012 г. должно быть завершено обязательное энергетическое обследование объектов органов государственной и муниципальной власти, бюджетных организаций, компаний, генерирующих и транспортирующих энергоресурсы и воду, организаций, потребляющих энергоресурсы на сумму более чем 10 млн руб. за календарный год и некоторых других субъектов на рынке энергопотребления.

Распоряжением Правительства РФ № 2446-р от 27.12.2010 г. была утверждена Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 г.», а также определены объемы и источники финансирования до завершения ее реализации: средства федерального бюджета в размере 70 млрд руб., средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 625 млрд руб., средства внебюджетных источников - 8 837 млрд руб. Закон потребовал, чтобы до 01.08.2010 г. были разработаны и утверждены региональные программы по энергосбережению в субъектах Российской Федерации. Эти программы формировались в спешном порядке, жесткой схемы по их составлению и представлению в федеральные органы исполнительной власти (Минэнерго РФ) не было, поэтому они оказались структурированы по-разному, с различной степенью детализации и проработки для разных субъектов России.

В Санкт-Петербурге программа была составлена с учетом основных направлений по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Она введена в действие Постановлением правительства Санкт-Петербурга № 930 от 27.07.2010 г. Однако в ней нет данных о бюджетных затратах Санкт-Петербурга и внебюджетном финансировании программ.

В региональной программе Ленинградской области средства консолидированного бюджета Ленинградской области (более 14 млрд руб.), а также средства муниципальных бюджетов (более 2 млрд руб.) прописаны только на первом этапе реализации программы. «В связи с этим, - указал в своем выступлении Александр Журавлев, - в России складывается парадоксальная ситуация: Правительство рассчитывает на то, что регионы все-таки раскошелятся или, еще в большей степени, привлекут внебюджетные средства, а регионы же ждут бюджетного финансирования из федеральных источников».

Здесь необходимо сказать о том, что 05.09.2011 г. вышло Постановление Правительства РФ № 742, которое предоставляло возможность регионам воспользоваться средствами федерального бюджета. Речь идет о тех самых субсидиях, которые в расчете на 10 лет должны составить 70 млрд руб., т. е. по 7 млрд рублей на календарный год. Фактически же на энергосберегающие программы в регионы отпускается 5 млрд 126 млн руб., однако, опять же, есть при этом одно но... Заявки необходимо было подать до 10 сентября.

А как же внебюджетные фонды? Скорее всего, при разработке закона подразумевалось, что появятся подзаконные акты, мотивирующие желание бизнес-структур вкладывать деньги (причем большие деньги!) в энергосберегающие мероприятия и повышение энергетической эффективности. Но пока не обозначено никаких льгот: ни налоговых, ни кредитных, ни арендных, - никаких. Не получается, как в Германии: собственник или арендатор помещений, повышая энергоэффективность здания, платит налогов на 20% меньше.

«Сегодня в России, несмотря на принятые подзаконные акты, механизм стимулирования не срабатывает, - говорит Александр Журавлев. - Отсутствует механизм, позволяющий бюджетным учреждениям использовать на свои цели (вплоть до фонда оплаты труда) денежные средства, полученные за счет экономии энергоресурсов (т. е. реализовать эту возможность, указанную в п. 3 ст. 24 закона). Точно так же не работает и механизм расчета бюджетной организации по энергосервисному контракту за счет средств, сэкономленных на энергоресурсах. Как всё это реализовать на практике - никто не знает. Скорее всего, сэкономленные сверх норматива средства уйдут в бюджет, а на следующий год из бюджета будет выделено меньше средств. Следовательно, должна быть усовершенствована и нормативно-правовая база в части мотивации руководителей бюджетных организаций к достижению более высокого уровня энергоэффективности подведомственного объекта».

По мнению эксперта, варианты софинансирования программ по энергосбережению возможны и в России. Так, например, в Тюменской области при выполнении длинных энергосервисных контрактов городской бюджет берет на себя ежегодную оплату процентов по кредиту. Однако в большинстве регионов сегодня все участники энергоаудита оказались в денежном вакууме: бюджетные организации не получают необходимых средств, а коммерческие структуры не знают, как и когда им отобьются вложенные средства.

В решении этого и других вопросов необходимую помощь и поддержку должно оказывать Минэнерго РФ.

Сканированная версия статьи