Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

Энергоаудит и энергосбережение: цена вопроса

Ценообразование в сфере энергоаудита представляет собой на сегодня одну из ключевых проблем. Прозрачно обосновать цену на проведение энергетического обследования, как правило, очень сложно и тому есть веские причины. Много «финансовых» вопросов связано и с энергосбережением.

 

Демпинг, ведущий к срыву контракта

Объявляя цену на энергетическое обследование предприятия, энергоаудитор, зачастую, имеет о нём лишь очень общие и крайне скудные сведения: не позволяющие с достаточной степенью обоснованности оценить затраты времени, сил и средств по предстоящему энергетическому обследованию. Ситуация усугубляется тем, что объявить свою цену необходимо накануне проведения тендера, когда ещё не определены условия будущего договора и технического задания к нему.

Вопросы ценообразования, поиск решений заняли значительное место в работе III Международного Конгресса «Энергоэффективность. XXI век. Инженерные методы снижения энергопотребления зданий», проходившего в Санкт-Петербурге 19-21 октября.

«Сегодня заказчик не находит надежного энергоаудитора, профессиональный энергоаудитор не находит заказчика, а вместе они не находят денег, поскольку на альтруистских началах серьезные дела не делаются и отношения не строятся», - отметил советник директора СРО НП «Балтэнергоэффект», д.т.н., профессор, Александр Журавлев.

Обязательное проведение энергетического обследования согласно 261-ФЗ, в первую очередь, касается бюджетных организаций. Размещение заказов на энергоаудит регулирует 94-ФЗ, по которому контракт получает компания, предложившая минимальную цену, констатировал вице-президент, руководитель Аппарата НП «Национальное объединение СРО в области энергетического обследования» (НОЭ) Леонид Питерский.

«Как и строительный рынок, мы сталкиваемся с таким явлением, как демпинг на торгах, что напрямую связано с несовершенством 94-ФЗ, - подчеркнул эксперт. - Поэтому задача Национального объединения, в первую очередь, - работа с заказчиком, от которого зависит и стартовая цена торгов, и техническое задание и определение требований к претендентам».

На рынке уже появилось множество демпингующих фирм, которые за относительно небольшие деньги готовы выполнить работы по энергетическому обследованию объекта любой сложности и даже без выезда на место, поясняет Александр Журавлев. По его словам, с этими демпингующими организациями близко соседствуют аффилированные организации по энергетическому обследованию. Как правило, это те организации, где родственные души руководителей местной администрации хотят организовать свой маленький бизнес, нисколько не заботясь о его результатах и своей репутации.

«Бездумное применение 94-ФЗ без дополнительных условий при объявлении конкурса по энергетическому обследованию приводит к тому, что заказчик, сам того не замечая, роет себе яму, - продолжает  советник директора СРО НП «Балтэнергоэффект». - Купившись на дешевое предложение, он может получить некорректный энергетический паспорт, не говоря уже об отчете и программе мероприятий по дальнейшему энергосбережению. В дальнейшем такой паспорт никогда не будет зарегистрирован, а стало быть, бюджетная организация будет считаться должником по энергетическому обследованию.

Кроме всего прочего, в регионах не отработаны региональные программы по энергосбережению: муниципальные органы надеются на финансирование из региональных бюджетов, бюджеты субъектов  Российской Федерации строились в расчете на софинансирование  муниципальных образований, а в целом все рассчитывают на федеральный бюджет, который, разумеется, не безграничен. Вопрос в том, что более 90%  средств на финансирование программ по энергосбережению в соответствии с распоряжением Правительства РФ планируется привлечь из внебюджетных источников, которые необходимо еще найти».

Как отметил руководитель Аппарата НОЭ: «Мы часто сталкиваемся с тем, что бюджетные организации идут на покупку энергетического паспорта за двадцать-тридцать тысяч рублей, забывая при этом, что энергопаспорт должен быть поставлен на учет в реестре министерства энергетики, и пока эта работа не сделана, контрольные органы такой энергетический паспорт не признают».

С другой стороны, единые подходы при выборе методики расчета стоимости проведения энергоаудита пока не определены. Профессиональное сообщество только начинает двигаться в этом направлении. В НОЭ разработан ценник на проведение энергетического обследования. Многие энергоаудиторы уже используют этот документ в своей работе.

Еще одной проблемой многих энергоаудиторских компаний является недостаток свободных средств. Большая часть объединений  энергоаудиторов образована совсем недавно - под реализацию мероприятий по 261-ФЗ. Между тем  проведение обязательного энергоаудита пока только набирает обороты.

«На своем сайте мы ежедневно публикуем около ста объявлений о проведении торгов на территории РФ. Однако многие члены энергоаудиторских СРО сталкиваются с тем, что денег на внесение залога по тогам у них нет, - проинформировал Леонид Питерский. - В рамках решения данного вопроса, мы готовится соглашения с банками для кредитования залогов на торги членов СРО входящих в НОЭ».

Взаимоотношения энергоаудиторов с бюджетными организациями, связанные с завершением расчетов по уже проведенным обследованиям -  еще одна сторона медали. Дело в том, энергетические паспорта, составленные по результатам проведенного обследования и отправленные в министерство энергетики, не ставятся в реестр. Соответственно, бюджетные организации не могут оплатить проведенные работы.

По словам Леонида Питерского, «мы много общаемся с Минэнерго по этому вопросу. Надеемся, что новое руководство департамента по работе в сфере повышения энергоэффективности, что-то изменит в этой ситуации».

 

На правовом поле

Несмотря на принятые подзаконные акты, механизм стимулирования мероприятий по энергосбережению не срабатывает, указывает Александр Журавлев.  «В частности, отсутствует механизм, позволяющий  реализовать указанную в п. 3 ст. 24 261-ФЗ возможность бюджетным учреждением использовать на свои цели (вплоть до фонда оплаты труда) денежные средства, полученные за счет экономии энергоресурсов. Точно так же не работает механизм расчета бюджетной организации по энергосервисному контракту за счет средств, сэкономленных на энергоресурсах. Как это реализовать на практике - никто не знает. Скорее всего, сэкономленные сверх норматива средства уйдут в бюджет, а на следующий год из бюджета будет выделено меньше средств. Следовательно, должна быть усовершенствована и нормативно-правовая база в части мотивации руководителей бюджетных организаций к достижению более высокого уровня энергоэффективности подведомственного объекта».

Требует конкретизации подзаконными и другими нормативными актами, изложенное в п. 2  ст.27 261-ФЗ положение о государственной поддержке инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что может осуществляться, в частности, с применением мер стимулирующего характера, предусмотренного законодательством о налогах и сборах, путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам и т.п.

Необходимо конкретизировать и применение вступившего в силу Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 г. № 562 «Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита». Однако, как указывают специалисты, встает уже следующий вопрос: как увязать достигнутую энергоэффективность внедренных мероприятий с деятельностью Минфина и налоговых органов?

По признанию участников III Международного Конгресса «Энергоэффективность. XXI век. Инженерные методы снижения энергопотребления зданий» для решения злободневных проблем энергосбережения и энергоаудита еще предстоит проделать большую работу. Делегаты форума на пленарном заседании выразили надежду, что с помощью Национального объединения энергоаудиторов многие проблемы будут сняты, а очередной год будет успешным для энергетики России.

 Сергей Васильев

Сканированная версия статьи