Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

Владимир Леонидович Быков, директор НП «БалтЭнергоЭффект», член Совета НП «Национальное объединение саморегулируемых организаций в области энергетического обследования», председатель Комитета по предпринимательству в сфере строительства и рынку недвижимости СПб ТПП

Александр Александрович Журавлев, советник директора НП «БалтЭнергоЭффект», доктор технических наук, профессор, почетный энергетик Российской Федерации.

 

Промежуточные итоги, или как работает 261-ФЗ…

 

Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» обосновал требования к органам государственной и муниципальной власти, энергопотребителям, саморегулируемым организациям в области энергетического обследования, а главное, - четко обозначил сроки завершения мероприятий, которые должны обеспечивать энергоэффективность отдельных потребителей энергоресурсов, муниципальных и государственных учреждений.

 

Как все это начиналось

Известно, что первым документом, определившим снижение энергоемкости  российского ВВП не менее, чем на 40% к 2020 году по сравнению с 2007 годом был Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики". В Указе были определены основные задачи в технической, законодательной, тарифной и образовательной областях. Ясно, что чем больше внедряется энергосберегающих технологий, тем более экологически чистой оказывается окружающая природная среда.

После вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261 «Об энергосбережении…» начали действовать реальные сроки и требования по обязательному энергетическому обследованию различных объектов. Положения Закона были в последующем дополнены другими нормативно-правовыми актами.

В соответствии с требованием Федерального закона № 261 до 1 августа 2010 года в субъектах Российской Федерации были разработаны и утверждены региональные программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности до 2020 года.

Помимо нормативной базы требовалось осуществить серьезную по масштабам и значимости организационную работу. Как известно, закон провозгласил, что энергетическое обследование объектов могут осуществлять только компании, являющиеся членами саморегулируемой организации (СРО) в области энергетического обследования, имеющие в своем составе специалистов. В короткие сроки были сформированы некоммерческие партнерства, на основе которых и были зарегистрированы СРО в Минэнерго России. Сегодня по территории России насчитывается 142 саморегулируемые организации в области энергетического обследования.

 

Развитие СРО

Если проследить динамику рождения новых СРО в указанной области, то можно сделать некоторые предварительные выводы.

Во-первых, может интересовать динамика регистрации некоммерческих партнерств в качестве саморегулируемых организаций в Минэнерго России.

Рис. 1. График регистрации СРО  в России в Минэнерго России.

Глядя на этот график, который гипотетически не может превзойти 150 организаций в сфере энергетического обследования можно сказать, что, несмотря на требования 261-ФЗ спрос на востребованность энергоаудиторов, а стало быть, на объем  энергетических обследований упал.

Как видно из диаграммы (рис. 2,) большинство СРО по энергетическому обследованию расположены в Центральном федеральном округе и Москве, а также в Северо-Западном федеральном округе и Санкт-Петербурге.

Рис. 2. Количество СРО в области энергетического обследования по федеральным округам.

Данные о количестве СРО в различных федеральных округах свидетельствуют о неравномерности их расположения (разнятся в 10-20 раз). Как видно, есть регионы (на уровне федерального округа), в которых насчитывается 3 саморегулируемые организации.

Если общее количество объектов, на которых должно быть проведено обязательное энергетическое обследование  около миллиона, а среднее число энергоаудиторских организаций в СРО около 50, то получается, что каждая из них должна обследовать около полутра сотен юридических лиц. Это огромный объем работы, если учесть, что среди последних могут быть не только школы или дошкольные учреждения, но и промышленные предприятия, генерирующие и транспортирующие энергоресурсы компании. Поэтому можно констатировать, что существующей численности энергоаудиторских организаций сегодня явно недостаточно для завершения всех работ по обязательному энергетическому обследованию.

Если учесть разный уровень квалификации энергоаудиторов, различный уровень оснащенности по приборной базе, будет понятно, что далеко не каждая организация может участвовать в проведении энергетического обследования крупного потребителя энергоресурсов. А, следовательно, дефицит профессиональных энергоаудиторов налицо.

 

Что может измениться в 261-ФЗ?

В законопроект были предложены некоторые поправки к закону 261-ФЗ. Их предлагали депутаты Государственной Думы, Российское энергетическое агентство и отдельные организации.

Если сказать кратко, то в основном предлагаются изменения в сроки проведения энергетического обследования и сроки установки приборов учета.

Так, Новгородская областная Дума предложила перенести сроки обязательного энергетического обследования еще на 3 года. Известна позиция правительства России по этому поводу: она является отрицательной. Скорее всего, любые отсрочки не дадут ожидаемых результатов. Заказчики энергоаудита проявляют излишнюю самоуспокоенность, а порой и явное нежелание выполнить законодательные требования.

Кроме того, Российское энергетическое агентство предложило создать Национальный совет в области энергетических обследований, в деятельности и финансировании которого должны принимать участие саморегулируемые организации. Функциями указанного совета являются разработка нормативно-методических документов,  разработка и прием квалификационного экзамена при аттестации энергоаудиторов и т.п. Судя по предлагаемым нововведениям саморегулируемые организации будут просто обязаны состоять в совете. А как же членство в других объединениях и союзах: Национальном объединении СРО в области энергетического обследования (НОЭ), Ассоциации рационального использования энергоресурсов (АРИЭР МАЭН), региональных ассоциациях?

Предлагается также объединить энергосервисные компании в саморегулируемые организации в сфере энергетического сервиса. Но если здесь формирование компенсационного фонда и страховых взносов предусматривается по каждому члену СРО, то для энергоаудиторских СРО  указана сумма компенсационного фонда – 2 миллиона. Легко подсчитать, если в СРО 200 членов, то каждый заплатит по 10 тысяч рублей, а если только 40 организаций, то сумма взноса достигает 50 тысяч рублей.

Еще один пункт предложений вызывает недоумение энергоаудиторов. Если раньше закон разрешал энергоаудиторам вести иную деятельность (коммерческую и профессиональную), то сейчас в законопроекте указывается, что они этого делать не вправе. Но участие в конкурсах и аукционах на энергетическое обследование не всегда проходит успешно. Кто будет гарантировать энергоаудиторам занятость?

Итак, в законопроекте, как это бывает всегда, есть положительные моменты, а есть достаточно спорные фрагменты, которые будут обсуждаться в саморегулируемых организациях, национальном объединении СРО в области энергетического обследования, в региональных объединениях.

Сканированная версия статьи