Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

СРОчная паспортизация экономики

До 31 декабря 2012 года, в соответствии с законом «Об энергосбережении...» № 261-ФЗ, все крупные предприятия должны в обязательном порядке пройти энергообследование, получив энергетический паспорт. За ближайшие пять лет энергопотребление в России должно сократиться на 15% - это 1,6 % от ВВП страны. Сэкономленные ресурсы могут быть использованы при создании и развитии новых предприятий. Об особенностях проведения энергоаудита рассказывает заместитель председателя Совета СРО НП «БалтЭнергоЭффект» Антон Мороз.

- Для каких объектов энергетическое обследование считается обязательным?

- Прежде всего, это органы государственной власти и местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц, организации с участием государства или муниципального образования. Кроме того, в эту группу входят организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, а также выполняющие производство, добычу или транспортировку воды, природного газа, тепловой и электрической энергии, нефти, угля, нефтепродуктов. Сюда также относят и организации, совокупные затраты которых на потребление энергоресурсов превышают 10 млн рублей за календарный год. Необходимо прохождение энергоаудита и организациям, проводящим мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемым полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

- В чем польза от энергоаудита непосредственно для самих предприятий?

- Энергоаудит позволит решить сразу несколько важных проблем. Во-первых, выявит основные и второстепенные источники неоправданного расхода, потери электрической и тепловой энергии. Во-вторых, позволит разработать комплекс мероприятий, направленных на устранение всех обнаруженных недостатков. В-третьих, на заключительном этапе обследования разрабатывается высокоэффективная программа работы в кратко- и долгосрочной перспективе, которая даст возможность существенно снизить энергозатраты производства за счет экономии и более рационального использования энергии. При этом программа энергосбережения, которая разрабатывается аудиторами, становится для энергетика на предприятии своего рода настольной книгой для работы на пять лет вперед. А состояние энергетики в целом в нашей стране таково, что эффект будут иметь практически любые энергосберегающие мероприятия. Любое промышленное производство связано с использованием энергоресурсов, и, к сожалению, в настоящее время промышленные предприятия России тратят на единицу выпускаемой продукции в несколько раз больше энергии, чем аналогичные производства в Америке или Европе. Необходимо иметь в виду, что при профессионально проведенном энергообследовании помимо экономии энергоресурсов и денежных средств обеспечивается ресурсосбережение, а также повышается качество электроэнергии и практически исключается аварийность энергосистем. К сожалению, тенденция к уменьшению потерь тепловой и электрической энергии в нашей стране пока что носит во многом декларативный характер.

- Кто может проводить энергетическое обследование?

- Только те организации, которые являются членами специализированных саморегулируемых организаций. Это обусловлено тем, что, по закону, энергетический паспорт отправляется саморегулируемой организацией на утверждение в Минэнерго, причем на любой стадии (после экспертизы в СРО или из Минэнерго) он может вернуться на доработку. Несмотря на то, что сейчас в России зарегистрировано более 90 СРО в области энергообследования, грамотных и профессионально подготовленных энергоаудиторов, способных осуществить энергетическое обследование предприятия с выработкой рекомендаций по энергосбережению, не так уж много. Учитывая, что на аудит только одного предприятия может потребоваться несколько месяцев, а весь объем работы должен быть завершен до 31 декабря 2012 года, энергоаудиторы со стажем являются дефицитом. Чтобы исполнить предписание закона, необходимы даже не тысячи, а десятки тысяч специалистов-энергоаудиторов. Сейчас в нашей стране их численность на порядок меньше.

- Можно ли проводить энергоаудит самостоятельно?

- Закон позволяет проводить энергоаудит самостоятельно тем организациям, которые являются членами СРО. Для крупных предприятий, имеющих в штате собственных специалистов-энергетиков, это в определенной степени выход из положения. Для этого необходимо повысить квалификацию этих специалистов, а затем вступить в СРО. Кроме того, аудит, проведенный своими силами, позволит предприятию не только сэкономить на оплате услуг по энергообследованию, но и в перспективе - сделать энергообследование своим дополнительным бизнес-направлением. Однако я считаю, что одного профессионального специалиста со стороны целесообразно приглашать, так как это может повысить качество проведенного энергообследования.

- Что выгоднее финансово?

- Цена энергетического аудита законодательно не установлена - она определяется рынком. Однако выбирая наиболее дешевые услуги, компаниям следует помнить о вероятности столкнуться с деятельностью «левых» энергоаудиторов, фирм-однодневок, что повлечет безрезультатную потерю денег. Скупой платит дважды, и надо понимать, что 30 - 50 тыс. рублей энергоаудит стоить не может, поскольку это месяц работы (а то и больше) нескольких квалифицированных специалистов. Если пойти по пути переобучения своих специалистов, то можно значительно сэкономить на энергоаудите.

- Ожидаются ли изменения в законодательстве по энергосбережению?

- Важной проблемой остается вопрос о форме энергопаспорта. На сегодняшний день она утверждена Минэнерго и носит достаточно жесткий характер. Паспорт универсален и, как всякий универсальный инструмент, используемый для различных целей, он не совершенен. На сегодняшний день существуют предложения разработать несколько видов энергопаспортов для объектов различного назначения (генерирующих компаний, поставщиков энергоресурсов, крупных энергопотребителей, жилых и общественных зданий). Одно остается неизменным - это фактор времени. По сведениям из Минэнерго, отодвигать сроки проведения обязательного энергообследования не планируется. Поэтому чем быстрее начать заниматься энергоаудитом, тем легче будет исполнять закон. Хочу подчеркнуть один несомненный факт: совершенен или несовершенен закон, он обязателен для исполнения, и чем раньше руководители предприятий это осознают - тем большую дальновидность проявят, и тем лучше окажется ситуация, в которой им придется встречать 2013 год.

Сканированная версия статьи