Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

Энергосбережение требует внедрения

Дарья Елагина |Санкт-Петербург

В соответствии с прогнозами Сбербанка России до 2015 года в нашей стране на внедрение энергосберегающих технологий будет потрачено около 3,5 трлн руб., большая часть которых станет долговым финансированием. По оценкам специалистов, реальность исполнения этого прогноза зависит от распространения и внедрения энергосервисных контрактов. Однако на практике пока далеко не все компании используют схему энергосервисных контрактов, и причин тому несколько.

 

Действующая законодательная база по линии энергосбережения в РФ находится в стадии активного формирования. Основные механизмы государственной поддержки в этой области динамично разрабатываются. Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» вступил в силу в 2009 году. В 2010 году началась всеобщая энергетическая паспортизация, и к концу 2012 года специалисты подводят итоги проведенной работы, которые можно назвать неутешительными: менее 10 процентов юридических лиц получили энергопаспорта, привести точную статистику по паспортизации бюджетных учреждений страны сегодня затруднительно в связи с отсутствием подробной информации.

В последующие годы в рассматриваемом направлении предстоит большая работа, и ее активизации может способствовать развитие механизмов финансирования и реализации энергосберегающих мероприятий. Сами по себе получение энергопаспорта и проведение энергоаудита не обеспечивают энергоэффективности зданий, а являются первым необходимым этапом для последующего внедрения тех самых энергосберегающих мероприятий, которые предписываются в энергетическом паспорте и программе. Энергоаудит в отдельности – это только диагностика и фиксация проблем, а не минимизация или устранение. Любой инвестиционный проект по повышению энергоэффективности наряду с энергоаудитом должен включать в себя реализацию энергосберегающих мероприятий по результатам этого аудита и деятельность по управлению энергетическими ресурсами, включая энергосервис.

Как известно, планируемые объемы бюджетных ассигнований на выполнение Государственной программы РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» невелики, и для получения запланированных масштабных положительных результатов необходимо широкое привлечение внебюджетных инвестиций. Это может быть обеспечено различными видами финансовых инструментов и грамотным использованием экономических преференций, предусмотренных в ФЗ № 261.

Для России в связи с новизной вопроса необходимо решить новые задачи улучшения инвестиционного климата в энергосбережении, развития механизмов энергосервисных контрактов различных видов и др. 

Практика применения энергосервисных контрактов, так широко распространенных в мире, видится вполне оправданной и позволяющей и в нашей стране успешно реализовывать результаты первого этапа – проведение энергоаудита и разработанные на этой основе программы энергосбережения.

Согласно Федеральному закону № 261, энергосервисный контракт – это вид услуги, при котором энергосервисная компания (ЭСКО) за свой счет или за счет средств клиента проводит энергосберегающие мероприятия: устанавливает оборудование, замеряет показатели приборов учета энергоресурсов до и после, фиксирует экономию и делит экономию с заказчиком (с учетом схемы возврата затраченных средств). Это особая форма договора, отличительной особенностью которой является то, что потребитель энергии не расходует свой капитал, а передает основные риски энергосервисной компании, которая, в свою очередь, получает прибыль за счет достигнутой в результате внедрения энергосберегающих технологий экономии средств.

Как правило, энергосервисная компания осуществляет целый комплекс услуг в области сбережения энергии, конечной целью которых является снижение потребления энергии и затрат на нее. Преимуществом энергосервисного контракта является также большая доступность заказчика к современным энергосберегающим технологиям (за счет появляющейся возможности привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов и профессиональных знаний специалистов ЭСКО).

Организация-заказчик, используя профессиональные знания ЭСКО, формирует у себя культуру энергосбережения, в постоянном режиме отслеживает и получает возможность управлять своим энергопотреблением.

Если обратиться к опыту зарубежных коллег, можно видеть, насколько система энергосервисных контрактов эффективна. Однако для ее развития существует целый ряд стимулов и льгот, которые способствуют более активному добровольному снижению потребления энергии с помощью привлекаемых для этого ЭСКО.

Как обстоит ситуация с энергосервисными контрактами в нашей стране?

Согласно Федеральному закону № 261-ФЗ, энергосервисный контракт должен содержать:

• условия о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);

• условия о сроке действия энергосервисного договора (конт­ракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (конт­рактом) величины экономии энергетических ресурсов;

• иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством РФ.

Исходя из данного списка можно сделать вывод: любой энергосервисный контракт должен содержать информацию о сроках реализации проекта и обоснование его окупаемости, а также показатели экономии ресурсов.

Несмотря на целый ряд преимуществ от заключения данной формы договора между заказчиком и энергосервисной компанией, в нашей стране это направление пока не получило должного развития. Основная причина – недостаточная проработанность законодательства в области схем возврата средств, вложенных на приобретение энергосберегающего оборудования и организацию работ по его установке и обслуживанию. Отсутствуют регулирующие подзаконные акты, в которых бы точно были прописаны сферы ответственности каждого участника контракта. Существенным минусом является отсутствие четко разработанных штрафных санкций и контролирующих органов на случай невыполнения одной из сторон своих обязательств по договору. Следует отметить и недостаточный опыт организаций (заказчиков, исполнителей и банков) по заключению подобных контрактов, сдерживающий развитие подобного вида работ.

Закон № 261-ФЗ не описывает точные требования к энергосервисному контракту, акцентируя внимание лишь на сроке действия контракта и величине экономии. В нашей стране пока еще не существует типовых образцов таких контрактов, именно поэтому каждая компания вынуждена разрабатывать свой вариант, что приводит к появлению определенных сложностей в работе.

До сих пор не разработан типовой проект контракта для государственных учреждений, существует масса вопросов в связи с определением и фиксацией тарифов, рост которых может привести к серьезным финансовым рискам со стороны инвесторов, осуществляющих финансирование проектов, тем более что слабая развитость страховой системы создает определенные преграды в области страхования рисков неисполнения контракта. В мировой практике участие страховых компаний в энергосервисных контрактах очень распространено, в нашей же стране подобных аналогов работы пока мало. Однако уже имеющийся положительный опыт применения ЭСКО свидетельствует о его перспективности и возможности развития в России.

Для того чтобы дать толчок активному развитию рынка энергосервисных контрактов в России, необходимо в первую очередь устранить пробелы в законодательстве, разработать систему стимулов, в том числе инвестиционных, для активного вовлечения в процесс бизнес-сообщества. Также важно грамотно донести информацию обо всех плюсах модели ЭСКО не только до населения, но и до владельцев предприятий бюджетной сферы, руководителей предприятий различного типа. Но в первую очередь и организациям, занимающимся энергоаудитом и внедрением энергосберегающих технологий, требуется изучить отечественный и зарубежный опыт использования энергосервисных контрактов, сформировать у себя корпус высокопрофессиональных специалистов в этой области. Такой подход обеспечит заказами организации и в области реализации энергосервисных конт­рактов, и энергоаудита как составной части этих работ. 

Энергосервисные контракты – это новшество для оте­чественного бизнеса, которое порождает массу проблем, решение которых в ближайшее время позволит активизировать внедрение энергосберегающих технологий. Это очень перспективная отрасль с большим потенциалом капиталовложений и получения прибыли.

Потребность в модернизации с акцентом на ресурсосбережение продиктована самой жизнью: сегодня расходы по оплате использования ресурсов составляют до 85% от всех платежей по обслуживанию зданий и производств. Причем износ материальных активов в ряде случаев достигает, по оценкам специалистов, 60%.

Пожалуй, при грамотном подходе к применению практики энергосервисных услуг в нашей стране у нас появится шанс обеспечить энергоресурсосбережение во многих отраслях отечественной экономики.

 

Есть мнение

Распоряжением Правительства России № 1794-Р от 27.09.2012 года утвержден план мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в РФ. Распоряжение направлено на дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в рассматриваемой области. В нем обозначены сферы внесения изменений и уточнений. Среди актуальных, требующих дальнейшего совершенствования рассмотрены направления и формы государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также вопросы энергетических обследований и энергетических договоров (контрактов). В соответствии с этим вопросы, поднятые в статье, актуальны и определяют наиболее важные проблемы, решение которых позволит активизировать энергоаудит и реализацию, в том числе с помощью заключаемых энергосервисных контрактов, энергосберегающих мероприятий.

Владимир Аверьянов, президент Союза энергетиков Северо-Запада РФ

 

Как известно, само по себе энергетическое обследование, проведенное профессионально, еще не обеспечивает энергосбережение и повышение энергоэффективности объектов. Рекомендованная программа по энергосбережению заказчиком энергоаудита может выполняться полностью, частично или вообще никак.

Поэтому единственным надежным выходом из данной ситуации, когда у заказчика недостаточно средств, является заключение после проведенного энергоаудита энергосервисного контракта (договора).

В этом случае энергосервисная компания будет выполнять работы по монтажу и наладке энергосберегающего оборудования, повышению качества параметров и надежности работы оборудования технологических и технических систем.

Разумно, чтобы энергообследование осуществляла та организация, которая будет осуществлять работы по энергосервисному контракту (договору). В этом случае не возникнет противоречий во взглядах на предлагаемые и реализуемые мероприятия по энергосбережению.

Главная проблема энергосервисных компаний в том, чтобы найти

собственные или заемные средства на реализацию контракта (договора).

Следующей задачей является определение тех мероприятий, которые будут окупаться хотя бы в среднесрочной перспективе (3–5 лет).

Можно сказать, что за энергосервисными контрактами будущее энергосбережения, но сегодня в этом направлении деятельности существует множество трудностей (проблемы финансирования, кредитования, рисков, повышения тарифов и т.п.).

Никита Загускин, председатель Совета НП «БалтЭнергоЭффект», председатель Комитета по страхованию и финансовым рискам НОП

 

Сканированная версия статьи