Рег. номер: СРО-Э-022
Балтийские СРО:
Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.
Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.
Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.
Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.
Бакунович Н.Н.
О проблемах законодательства, регламентирующего порядок оформления результатов энергетического обследования, рассказывает президент СРО НП «БалтЭнергоЭффект» Валерий Соловьев
ОЧЕВИДНО, ЧТО СПОРНЫЕ вопросы в области энергоаудита значительно усложняют работу всех участников рынка и сказываются на эффективности реализации мер, которые были выдвинуты Президентом России Дмитрием Медведевым, оформлены законодательно и утверждены правительством нашей страны. Сегодня я хотел бы коснуться важного вопроса о необходимости установления дополнительных условий о действительности энергетических паспортов, составленных по результатам проведенных энергетических обследований. Кроме того, нужна конкретизация норм об административной ответственности за непредоставление копий энергетических паспортов саморегулируемыми организациями.
После вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении, повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возникла необходимость в разработке ряда подзаконных актов, которые должны были конкретизировать отдельные статьи закона. В настоящее время часть этих документов (постановлений Правительства РФ, приказов Мин¬энерго России) уже разработана и вступила в действие.
Но именно из-за недостаточной, а зачастую и противоречивой регламентации ключевых вопросов взаимодействия лиц, прямо или косвенно связанных с проведением энергетических обследований, возникает ряд вопросов, требующих обязательного разрешения.
Одним из наиболее актуальных вопросов деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования является вопрос о порядке оформления результата энергетического обследования, в котором, согласно действующему законодательству, задействованы члены саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, сами СРО, а также Министерство энергетики Российской Федерации.
Законом об энергосбережении установлено, что по результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Частями 7 и 8 статьи 15 закона об энергосбережении установлено, что энергетический паспорт должен соответствовать требованиям, установленным уполномоченным федеральным органам исполнительной власти, то есть требованиям Минэнерго РФ.
Указанные требования (в том числе требования к форме и содержанию энергетического паспорта) установлены приказом Минэнерго России № 182 от 19 апреля 2010 г.
Законом об энергосбережении установлена обязанность саморегулируемой организации один раз в три месяца направлять в Минэнерго России копии энергетических паспортов, составленных членами саморегулируемой организации.
Указанным выше приказом Минэнерго установлены также и правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в Министерство энергетики Российской Федерации, которыми предусмотрено, что Минэнерго вправе вернуть несоответствующую требованиям законодательства Российской Федерации копию энергетического паспорта обратно саморегулируемой организации. При этом указано, что возврат копии не препятствует повторному обращению саморегулируемой организации в министерство после устранения обстоятельств, которые не позволили осуществить прием копии энергетического паспорта.
При этом необходимо учитывать следующее.
Во-первых, установлена административная ответственность саморегулируемой организации и ее должностных лиц за несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Во-вторых, саморегулируемая организация не составляет энергетический паспорт и не в состоянии самостоятельно устранить недостатки энергетического паспорта. Следовательно, существует необходимость в обеспечении устранения недостатков энергетического паспорта непосредственно составителем.
В соответствии с изложенными в приказе Минэнерго требованиями по представлению копии энергетического паспорта саморегулируемые организации не должны быть «передаточным звеном», а отвечать (и эта ответственность не должна быть формальной) за полноту информации и корректность составления энергетического паспорта.
Во избежание проблем, которые, по нашему мнению, обязательно возникнут при применении указанных нормативных актов, необходимо дополнительно включить условие о действительности энергетического паспорта только после его утверждения (регистрации, внесения в специальный реестр) Министерством энергетики РФ. В этом случае некорректно составленный паспорт после его переоформления и регистрации в Минэнерго будет иметь силу только в окончательной редакции. Главное, чтобы правила игры были абсолютно понятны заказчику энергетических обследований. Он не должен приступать к реализации мер по повышению энергоэффективности до тех пор, пока энергетический паспорт не будет проверен и в том или ином порядке зарегистрирован.
Следует иметь в виду, что копии энергетических паспортов также будут храниться и в архиве саморегулируемой организации. При этом будет формироваться банк данных о членах СРО: какие объекты может обследовать на предмет составления энергетических паспортов каждая конкретная организация.
Кроме того, необходимо уточнить нормы об административной ответственности саморегулируемых организаций за несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта в части определения того, что является надлежащим предоставлением копии энергетического паспорта. Также встает вопрос, как, например, изменяется срок предоставления копии в случае возврата уполномоченным органом энергетического паспорта, не соответствующего требованиям законодательства, поскольку приведение энергетического паспорта в соответствие с требованиями законодательства напрямую не зависит от саморегулируемой организации.
Только так мы сможем сделать этот рынок полностью прозрачным и исключить из него компании и специалистов, небрежно относящихся к такой важной процедуре, как энергетическое обследование. Мы - специалисты саморегулируемой организации НП «БалтЭнергоЭффект» - готовы оказать любую посильную помощь всем участникам рынка, которые будут нуждаться в нашей консультации по вопросам энергоаудита.