Рег. номер: СРО-Э-022
Балтийские СРО:
Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.
Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.
Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.
Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.
Бакунович Н.Н.
Антон Мороз, заместитель председателя Совета
СРО НП «БалтЭнергоЭффект»
Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении...» вступил в силу почти полтора года назад, но особых достижений в области энергетического обследования объектов пока нет. До конца 2012 года многие организации и предприятия обязаны провести энергообследование своих объектов, однако, судя по сегодняшней ситуации, этого может и не произойти.
Никуда без СРО
Закон провозгласил, что энергообследование объектов могут осуществлять только компании, являющиеся членами саморегулируемой организации (СРО) в области энергетического обследования, имеющие в своем составе специалистов-энергоаудиторов. В короткие сроки были сформированы некоммерческие партнерства, на основе которых в Минэнерго и были зарегистрированы СРО. Сегодня на территории России насчитывается 91 такая организация. Основная их часть находится в Москве (36%) и в Санкт-Петербурге (17,5%). Если произвести оценку по федеральным округам, то больше всего СРО сформировано в Центральном округе, далее следуют Северо-Западный, Приволжский, Сибирский и другие.
Среди членов СРО - профессиональные энергоаудиторские компании, проектные и монтажные организации, квалифицированно осуществляющие проектирование и монтаж энергетического или санитарно-технического оборудования, специалисты по теплозащите строительных конструкций, АСУ инженерными системами. Также сюда входит когорта инженеров-энергетиков, которая работала или продолжает работать на энергетических предприятиях. В связи с этим не следует полагать, что в СРО пришли непрофессионалы, которые не смогут корректно и качественно осуществить обследование.
Казалось бы, все есть для того, чтобы активно начать работу по обязательному энергообследованию объектов. Почему же в Департамент энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго РФ поступило менее 500 энергетических паспортов, выполненных по результатам обследования, а положительное решение принято только по 4 паспортам?
Бизнес на распутье
Закон предусматривает обязательное энергообследование как для бюджетных, так и для части коммерческих организаций. Сюда входят объекты органов государственной и муниципальной власти, госучреждений, генерирующих и транспортирующих энергоресурсы компаний, крупных энергопотребляющих объектов и т.п.
Коммерческие организации могут оформлять с энергоаудиторами договорные отношения на любых условиях, так как рынок энергоаудита не накладывает ценовых ограничений. Фактически здесь участвует две стороны: заказчик и фирма-энергоаудитор. Однако для обеспечения требуемого качества выполненных работ существует система двойного контроля: энергетические паспорта направляются сначала в СРО, а затем на регистрацию в Минэнерго.
Нужно отметить, что закон позволяет проводить энергоаудит самостоятельно тем организациям, которые являются членами СРО. Для промышленных предприятий, имеющих в штате собственных специалистов-энергетиков, это в определенной степени выход из положения. Для этого необходимо повысить квалификацию своих специалистов, а затем вступить в СРО. Кроме того, аудит, проведенный своими силами, позволит предприятию не только сэкономить на оплате услуг по энергообследованию, но и в перспективе - сделать энергоаудит своим дополнительным бизнес-направлением. Однако было бы целесообразно все же пригласить одного профессионального специалиста со стороны, что повысит качество проведенного обследования.
Бюджетный дефицит
В процессе формирования договорных отношений энергоаудитора с бюджетной организацией появляется еще одно лицо: распорядитель средств в лице городской, районной или муниципальной власти. Значимость этого участника высока, ибо он определяет конкурсные условия торгов в соответствии с 94-ым Федеральным законом, но одновременно может продвигать свою аффилированную фирму. Чиновник от власти может также сказать, что на все объекты данной сферы выделены ограниченные средства, в связи с чем конкурса не будет, а будут прямые договоры (до 100 тыс. рублей) с энергоаудитором.
Необходимо отметить, что и та и другая схемы являются изначально порочными и не обеспечивают высокое качество энергоаудита. Так, в случае аукциона объявляется максимальная конкурсная цена, а далее идет игра на понижение. Демпингующий энергоаудитор может «уронить» договорную цену настолько, что проводить обследование в полном объеме не имеет смысла. Так, лишь бы заполнить таблицы паспорта. Во втором случае энергоаудитор уже заранее знает, что цена договора будет менее (причем, порой существенно) 100 тысяч рублей. Какова будет эффективность такого энергоаудита?
Основная причина этих негативных ситуаций - в отсутствии согласованных и рекомендованных к применению расценок на проведение энергообследования. Наиболее приемлемым методом является определение трудозатрат в процессе обследования. Но зачастую чиновник, далекий от понимания процедуры энергоаудита и ее конечной цели, сам пытается, исходя из ограниченности средств, определить цену. При этом он даже не понимает, что не сам энергетический паспорт (несмотря на исключительную важность этого документа для Минэнерго) необходим заказчику. Руководителю бюджетной организации нужен отчет по результатам обследования, где будет четко и понятно изложено, каких потерь энергии и воды можно избежать, сколько стоят энергосберегающие мероприятия, каков срок их окупаемости.
Парадокс системы
Оценивая ситуацию, сложившуюся на рынке энергоаудита, можно назвать ее парадоксальной. В условиях, когда до завершения обязательного энергетического обследования остается менее полутра лет и на очереди стоят десятки тысяч объектов, энергоаудиторские организации не могут приступить к реальной работе. Такое впечатление, что сначала призвали всех активно работать, а когда энергоаудиторы уже были готовы, у остальных началась сиеста...
Саморегулируемые организации сегодня сами разрабатывают нормативно-методические материалы для своих членов, публикуют на своих сайтах и в СМИ материалы по энергоаудиту, проводят тематические конференции - то есть выполняют высокую миссию по популяризации идей энергосбережения и ликвидации энергетической безграмотности в России. Из всех участников рынка энергоаудиторских услуг они оказались самыми готовыми к выполнению поставленных целей и задач.