Рег. номер: СРО-Э-022
Балтийские СРО:
Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.
Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.
Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.
Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.
Бакунович Н.Н.
В России вновь может появиться мегарегулятор, в ведении которого, как во времена РАО «ЕЭС России», будет находиться вся отрасль в целом. На необходимость создания такой структуры указывается в докладе экспертной группы по реформе электроэнергетики, курируемой первым вице-премьером Игорем Шуваловым.
По мнению авторов доклада реформа отечественной энергетики, зачинателем которой стал последний глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс, была осуществлена успешно. Отрасль удалось структурировать без потери управляемости, появились генерирующие, сетевые и сбытовые компании, были привлечены значительные инвестиции.
В то же время эксперты шуваловской группы отмечают, что за последние пять лет произошел двукратный рост цен на энергию, при этом надежность и качество обслуживания потребителей не улучшились. Кроме того, отсутствие стимулов и негативная оценка перспектив бизнеса заставили частных инвесторов начать распродажу своих энергетических активов. Все это, по мнению авторов доклада, стало следствием, в частности, неэффективного регулирования и незавершенности реформы.
Продолжить реформу и устранить причину всех современных проблем российской энергетики - отсутствие целостного регулирования - экспертная группа предлагает за счет создания мегарегулятора, который бы отвечал за развитие всей отрасли в целом. Сейчас только непосредственное управление сектором осуществляет полдюжины министерств, ведомств и акционерных обществ. Так, нормативным управлением занимается Минэнерго, диспетчеризацией - «Системный оператор», торговлю электроэнергией организовывает «Совет рынка», вопросами развития отрасли ведает Минэкономразвития, тарифообразование находится в ведении Федеральной службы по тарифам (ФСТ), а на местах свои коррективы вносит Министерство регионального развития.
Новый же орган, по всей видимости, должен будет в значительной степени получить функции всех вышеперечисленных структур. В докладе отмечается, что уровни цен/тарифов, надежности, эффективности и конкуренции в электроэнергетике связаны слишком тесно. Поэтому решения этого органа не могут быть подчинены только соображениям макроэкономической стабильности. В ведение мегарегулятора также могут быть отданы вопросы развития инфраструктуры.
Участники отрасли возможность возникновения «нового РАО» восприняли с настороженностью. «Сегодня у нас десять управляющих органов, и если вместо них будет один, то это, конечно, будет удобнее. Но только в том случае, если все согласования нужно будет проводить только с ним. Если прочие ведомства также сохранят частично свои функции, то новый регулятор только все усложнит», - полагают в одной из крупных генерирующих компаний.
В другой компании говорят, что менять структуру управления нецелесообразно, предпочтительнее было бы повысить эффективность и координацию работы уже существующих органов. «Что в этом случае будет делать Минэнерго, которое и должно в теории являться таким координатором? Может, проще добиться, чтобы его полномочия были увеличены?» - поинтересовались в генкомпании. В самих органах, осуществляющих сегодня управление отраслью, предпочли не комментировать возможность передачи части своих функций новому регулятору, до того как будет принято окончательное решение о его создании. Официально компании также не комментируют инициативу.
Впрочем, по словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, профильным министерствам и ведомствам не стоит опасаться потери своих полномочий. «Идея мегарегулятора не нова, и верится в его создание с трудом. Раньше все эти функции несло на себе РАО «ЕЭС России», потом они были перераспределены, и теперь их никто не отдаст», - полагает эксперт. Более эффективным, по мнению г-на Пикина, было бы использование опыта ФСТ, работа которого корректируется представителями других профильных ведомств.
Руководитель отдела акций ИФД «КапиталЪ» Константин Гуляев полагает, что новая структура могла бы взять на себя тот новый фронт работ, который возникнет после претворения в жизнь прочих новаций, предлагаемых шуваловской группой. «Если, как предлагается, будет осуществлен переход на свободные двусторонние договоры, то возникнет необходимость в органе, который будет отслеживать ценовые уровни и гарантировать, что цены по сговору сторон не будут искажаться», - считает эксперт. Кроме того, по его словам, открытие широкомасштабной конкуренции, о которой также говорится в докладе, потребует контроля и за перетоками в рамках расширенной до пределов ценовой зоны торговли электроэнергией.