Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

Почему стоит энергоаудит? И почём он стоит?

Антон Мороз, заместитель председателя Совета СРО НП «БалтЭнергоЭффект», председатель Комитета по информационной политике Национального объединения проектировщиков

Если сегодня оценить дистанцию, пройденную с момента вступления в действие Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности ...», то по исполнению отдельных важных положений Закона мы одолели больше половины пути. Так, в конце 2012 года должно быть завершено обязательное энергетическое обследование объектов органов государственной и муниципальной власти, бюджетных организаций, компаний, генерирующих и транспортирующих энергоресурсы и воду, организаций, потребляющих энергоресурсы на сумму более чем 10 млн рублей за календарный год, и некоторых других субъектов на рынке энергопотребления.

Для выполнения этой миссии в России с августа 2010 года создавалась система саморегулирования в области энергетического обследования, основные задачи и компетенции которой закреплены опять же в Законе. Сегодня в России зарегистрировано более 90 саморегулируемых организаций, в рядах которых состоит около 4000 членов. Последние представляют собой энергоаудиторские организации с различным опытом работы, разным уровнем профессиональной подготовки специалистов, отличающейся приборно-инструментальной базой.

Члены саморегулируемых организаций готовы к проведению энергообследования объектов различной степени сложности и составлению энергетического паспорта, отчета по результатам обследования и программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Причем именно система саморегулирования обеспечит проведение энергоаудита наиболее сложных в энергетическом отношении объектов профессиональными коллективами, так как на карту будет поставлено честное имя саморегулируемой организации. Однако заказы на рынке энергоаудиторских услуг практически отсутствуют, а времени на их осуществление остается крайне мало. В чем причины такого положения дел?

«Денежный вакуум»

Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 2446-р, предполагает следующие источники финансирования. Средства федерального бюджета - 70 млрд рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 625 млрд рублей, средства внебюджетных источников - 8837 млрд рублей (рис. 1). Выделение этих средств предполагается в 2 этапа: 2011-2015 гг. и 2016-2020 гг.

Закон потребовал, чтобы до 1 августа 2010 года в субъектах Российской Федерации были разработаны и утверждены региональные программы по энергосбережению. Программы формировались в спешном порядке, жесткой схемы по их составлению и представлению в федеральные органы исполнительной власти (Минэнерго РФ) не было, поэтому они отличаются по структуре и степени детализации и проработки.

В Санкт-Петербурге программа была составлена с учетом основных направлений по энергосбережению и повышению энергоэффективности и введена в действие Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.07.2010 г. № 930. Однако в ней нет данных о бюджетных затратах Петербурга и о внебюджетном финансировании программ. В региональной программе Ленинградской области прописаны средства консолидированного бюджета области (более 14, 324 млрд рублей), а также средства муниципальных бюджетов (почти 2, 116 млрд рублей) только на первом этапе реализации программы.

В связи с этим сегодня в России складывается парадоксальная ситуация: Правительство рассчитывает на то, что регионы все-таки «раскошелятся», а еще в большей степени привлекут внебюджетные средства. Регионы ждут бюджетного финансирования из федеральных источников.

А как же внебюджетные фонды? Скорее всего, при разработке Закона подразумевалось, что появятся подзаконные акты, мотивирующие бизнес-структуры вкладывать деньги в энергосберегающие мероприятия и повышение энергоэффективности. Но пока не обозначено никаких льгот: налоговых, кредитных, арендных и пр. Не получается, к примеру, как в Германии: собственник или арендатор помещений, повышая энергоэффективность здания, платит налогов на 20% меньше. Есть примеры софинансирования программ по энергосбережению и в России. Так, например, в Тюменской области при выполнении «длинных» энергосервисных контрактов ежегодную оплату процентов по кредиту берет на себя городской бюджет.

В большинстве же регионов сегодня все участники энергоаудита оказались в «денежном вакууме»: бюджетные организации не получают необходимых средств, а коммерческие структуры не знают, как и когда им «отобьются» вложенные средства. Дело-то ведь новое, незнакомое... К тому же никаких гарантий на успех!

Главная угроза - демпинг

К сожалению, сегодня маленькие ростки начинающегося энергетического обследования безжалостно вытаптывает демпинг. Как «левые» энергоаудиторы, так и некоторые недобросовестные члены СРО начинают вести нечестную игру на конкурсах, занижая стоимость энергоаудита до 30-50 тысяч рублей. Руководитель бюджетной организации, не представляя, что кроме надлежащим образом составленного энергопаспорта он должен получить отчет по результатам обследования и программу повышения энергоэффективности объекта, готов идти на минимальные затраты. При этом есть большой риск, что паспорт будет некорректным, а программа по энергосбережению вообще не состоится. Для госучреждения эта ситуация чревата тем, что энергетический паспорт его объекта не пройдет регистрацию в Минэнерго, а, следовательно, данное учреждение будет считаться не прошедшим энергообследование. Более того, если энергоаудитор еще и не член профильного СРО, то за последствия такой некачественной работы и спросить будет не с кого.

Защитой от недобросовестных энергоаудиторов может стать предквалификационный отбор кандидатов, в ходе которого они просто отсеются и не будут участвовать в конкурсе.

В Законе указывается, что в случае, если достигнутая экономия бюджетных средств выше ранее запланированной - за счет снижения потребления энергоресурсов и воды, сэкономленные средства могут быть направлены на выполнение госучреждением своих функций, в том числе и на увеличение годового фонда оплаты труда. Но как это реализовать на практике - никто не знает. Скорее всего, сэкономленные сверх норматива средства уйдут в бюджет, а не на нужды госучреждения, тем более не на зарплату сотрудников. Следовательно, должна быть усовершенствована и нормативно-правовая база в части мотивации руководителей бюджетных организаций к достижению более высокого уровня энергоэффективности подведомственного объекта.

Энергосберегающая безграмотность

Можно несколько ошибиться, но 90% жителей России слабо представляют, что и в какие сроки необходимо сделать по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Также большая часть руководителей муниципальных образований и бюджетных учреждений имеют смутное представление, что такое энергетический паспорт, который они должны в итоге получить вместе с программой по энергосбережению.

К сожалению, популяризации положительного опыта по энергосбережению уделяется мало внимания и в средствах массовой информации, и на местах, где чиновники должны просвещать и обращать «в энергосберегающую веру» руководителей госучреждений.

Подводя некоторые итоги, следует сказать, что на всех уровнях исполнительной власти реализация программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов должна носить не фрагментарный, а системный и комплексный характер. Если эту систему сегодня не выстроить, то не следует ожидать, что без управленческого рычага энергоаудит вдруг начнется сам собой.

Следует только помнить, что Закон внес поправки в том числе и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые предусматривют наложение весьма ощутимых штрафов на ответственных лиц за ненадлежащее исполнение законодательных требований по энергосбережению.

 

Сканированная версия статьи