Рег. номер: СРО-Э-022
Балтийские СРО:
Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.
Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.
Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.
Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.
Бакунович Н.Н.
ЗАКОН ОБЯЗЫВАЕТ
Никита Загускин
председатель Совета СРО НП «БалтЭнергоЭффект»
Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении...» поставил конкретные сроки по энергоаудиту и внес изменения в другие законодательные акты Российской Федерации. Закон не располагает, а обязывает провести энергообследование до конца 2012 года.
Сегодня большинство специалистов по энергосбережению понимают, что вступление в силу Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» было огромным шагом вперед. Хотя некоторые энергоаудиторы уверены, что и прошлый закон (Федеральный закон № 28-ФЗ «Об энергосбережении» от 03.04.1996 г.) был вовсе не плох. В нем были изложены принципиальные пути обеспечения энергосбережения, указаны мероприятия по энергетическому обследованию и созданию демонстрационных зон повышенной энергетической эффективности. Но провозглашение хороших идей не означает их воплощение. Более того, за давностью лет некоторые важные позиции первого закона «Об энергосбережении» стали забываться.
В жесткие сроки
В первую очередь это относится к энергопотреблению бюджетных организаций. Дело было бесконтрольным до принятия Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении...», которым были установлены обязанности органов государственной и муниципальной власти, госучреждений и других организаций с участием государственного капитала в сфере энергосбережения.
Учитывая, что 261-й Закон поставил еще и конкретные сроки по энергоаудиту, плюс ко всему внес конкретные изменения в другие законодательные акты России, он во многом не располагает, а обязывает проводить энергосберегающие мероприятия.
А сроки настолько жесткие, что с сегодняшнего дня остается практически год до завершения обязательного энергообследования.
На вопрос о том, можно ли расценить действие нового закона как эффективное и всеохватывающее, однозначно ответить нельзя.
Под любые государственные инициативы требуется вложение определенных средств. Если необходимо провести энергетическое обследование порядка миллиона серьезных энергопотребляющих объектов, неужели энергоаудиторы будут работать даром?
Цена вопроса
Изначально планировалось, что на реализацию государственной программы по энергосбережению определенную часть выдаст федеральный бюджет (70 млрд рублей до 2020 г.), более солидный куш (625 млрд рублей) выделят субъекты России, а основной вклад внесут внебюджетные источники (около 9 трлн рублей). Однако на данный момент эти планы далеки от реализации. Даже в таком простом мероприятии, как энергетическое обследование, коммерческие структуры не заинтересованы. Нет в этом деле и сторонних инвесторов. Причины опять же просты и банальны: нет стимулов и непонятны «условия игры».
Еще нужно обратить внимание на такой момент: помимо закона должны были появиться подзаконные акты, регулирующие деятельность как заказчиков энергетического обследования, так и энергоаудиторов. Но в настоящее время нет ценовой политики в сфере энергетического обследования, поскольку официальные методики пока отсутствуют.
Если требуется провести энергетическое обследование бюджетной организации и стоимость энергоаудита превышает 100 тыс. рублей, то требуется в соответствии с требованием 94-го Закона («О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») объявить конкурс и выбрать энергоаудитора, предложившего минимальную цену. Вот и опускается цена в условиях конкурса на порядок, что как-то совсем «непорядочно».
Нелегкий конкурс
По мнению специалистов в области энергоаудита, обследование любого объекта должно оцениваться не менее чем в 150 тыс. рублей. А это уже означает конкурсные условия. Отсюда вытекают все неблагоприятные последствия. Заказчик, не являясь профессионалом в деле энергоаудита, не знает, как обозначить начальную цену конкурса. Понимая, что изначально она должна быть завышенной, он не знает, насколько и какой именно. На заказчике лежит ответственность за разработку конкурсной документации, организацию аукциона. Кроме того, он прекрасно понимает, что наряду с профессионалами в области энергетического обследования могут участвовать и недобросовестные участники конкурса, желающие сорвать легкий куш.
Профессиональному энергоаудитору такого рода конкурсные процедуры также бывают не в радость. Максимальная (начальная) цена конкурса должна в соответствии с законом назначаться заказчиком, который в области энергетического обследования порой понимает не больше, чем в радиоактивном распаде или робототехнике. Энергоаудитор отдает себе отчет в том, что начальная цена будет падать, причем падать неимоверно, необоснованно, порой так, что окажется в разы ниже себестоимости проводимых работ. Ему приходится неоднократно общаться с заказчиком, понимая, что в итоге все усилия могут оказаться тщетны. Кроме того, «с улицы» могут прийти демпингующие энергоаудиторы, которые не сделают дела, но получат деньги, при этом надо каким-то образом участвовать во всем этом «спектакле» или, хуже того, в сговоре.
Необходимо отметить, что от действия пресловутого 94-го Закона немало натерпелись и строители, и проектировщики, и поставщики товаров и услуг. Но их голоса, призывающие внести кардинальные изменения или вообще заменить Закон, пока не были услышаны.
94-ФЗ претерпит кардинальные изменения
Но, кажется, небо над головой проясняется. Первым с критикой Закона № 94-ФЗ выступил президент России Дмитрий Медведев. В ноябре 2010 года, как сообщило РИА «Новости», он поручил разработать новую редакцию закона.
По словам премьер-министра Владимира Путина, документ будет либо кардинально переделан, либо и вовсе заменен новым законом. В правительстве идет напряженная работа над 94-ФЗ. «В данном законе действительно очень много проблем, которые не дают эффективно работать. В некоторых отраслях просто невозможно пользоваться инструментами 94-го Закона», - заявил Владимир Путин в сентябре этого года на Международном инвестиционном форуме в Сочи, отвечая на вопрос одного из участников о том, планируется ли менять 94-й Закон. По словам премьера, в Минэкономразвития знают об этих проблемах и понимают, что «закон нуждается в совершенствовании как минимум».
Минэкономразвития России предложило заменить действующий Закон о госзакупках новым законом о федеральной контрактной системе. Законопроект был представлен министерством в начале сентября. Федеральная антимонопольная служба в свою очередь подготовила проект поправок в 94-ФЗ, предложив создать федеральную контрактную систему на основе обновленного закона. Так, ведомство выступает за проведение электронных аукционов, в то время как Минэкономразвития является сторонником открытых конкурсов.
Как видим, среди ведомств опять согласия нет, но если первые лица государства говорят о необходимости кардинальных изменений в законе, значит, в ближайшее время метаморфозы произойдут.
С 1 января 2012 года вступит в силу Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который дополняет закон 94-ФЗ, так как новый закон распространяется не на все организации, а только на коммерческие структуры. Это будет способствовать развитию конкурентной рыночной среды в деятельности таких структур. Бюджетные организации должны будут руководствоваться законом 94-ФЗ.
Поэтому в деятельности энергоаудиторов могут также некоторым образом измениться «правила игры», если речь идет о крупных энергопотребителях - промышленных предприятиях, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и прочих компаниях. Закон № 223-ФЗ предписывает обнародовать на официальном интернет-сайте планы закупок (не менее чем на год), правила проведения торгов и закупок.
В соответствии с законодательными требованиями будет формироваться единый реестр недобросовестных поставщиков, что может внести существенный вклад в повышение качества энергетического обследования и исполнения энергосервисных контрактов.
Энергоэффективные стимулы
Еще один важный аспект - создание мотивационной среды для внедрения энергосберегающих мероприятий. Вполне очевидно, что если не будет стимулирующих факторов, то вряд ли стоит ожидать от крупных энергопотребителей (в первую очередь от промышленных предприятий) каких-то конкретных шагов по повышению энергоэффективности, поскольку изначально все энергосберегающие мероприятия являются затратными.
В целях облегчения налогового бремени для крупных энергопотребителей был предложен вариант инвестиционного налогового кредита, которым можно было воспользоваться при условии внедрения энергосберегающих мероприятий.
Перечень объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, был установлен Постановлением Правительства РФ № 857 от 25.10.2010 и состоял из четырех позиций «Конденсационные котлы», «Тепловые насосы», «Когенерационные установки до 25 МВт» и «Светодиодные лампы».
В настоящее время перечень существенно расширен в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ № 562 от 12.07.2011 г. С 4 позиций список увеличился до 56. Теперь в него включены, например, нефте- и газодобывающие объекты, объекты и технологии по добыче и обработке угля, по производству удобрений, бумаги и картона, легковых автомобилей. Также речь идет об оптимизации режима работы тепловых сетей и электросетей, автоматизации процессов нагрева в печах различного назначения, внедрении энергоэффективного освещения и др.
Еще одно отличие от преды¬дущего документа: в старом перечне были указаны только сами объекты. Теперь же для каждой позиции Перечня введены дополнительные графы:
- индикатор энергетической эффективности. Для большинства объектов и технологий в роли индикатора выступает удельный расход энергии или топлива;
- единица измерения индикатора энергетической эффективности;
- предельная величина данного индикатора, которая является критерием отбора.
Таким образом, указанный кредит позволяет в течение определенного срока и в установленных пределах уменьшать налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой его суммы и начисленных процентов. Он предоставляется по налогу на прибыль, а также региональным и местным налогам. Сумма кредита составляет 100% стоимости оборудования, приобретенного для создания названных объектов и технологий.
К сожалению, данное постановление вступило в силу только сейчас, когда остается около года до завершения обязательного энергетического обследования.
Существует и еще одна крупная проблема. Пока не видят проявления внимания к своим вопросам руководители госучреждений: до сих пор не выработан механизм, позволяющий реализовать указанную в п. 3 ст. 24 Закона № 261-ФЗ возможность бюджетных учреждений использовать на свои цели (вплоть до фонда оплаты труда) денежные средства, полученные за счет экономии энергоресурсов. Точно так же не работает механизм расчета бюджетной организации по энергосервисному контракту за счет средств, сэкономленных на энергоресурсах.
Если устранить все существующие на сегодняшний день препоны, то процесс энергетического обследования перейдет в практическую плоскость, а следом за ним будут продвигаться и энергосервисные контракты, и внедрение новых технологий, и создание демонстрационных зон.
Автор
Никита Загускин,
председатель Совета СРО НП «БалтЭнергоЭффект», председатель Комитета по страхованию, финансовым рискам и конкурсным процедурам НОП, член Координационного научно-технического Совета СРО в области энергетических обследований (КНТС СРО), член Экспертного совета по градостроительной деятельности Комитета по строительству и земельным отношениям Госдумы РФ, к. ю. н.