Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ - ФУНДАМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Игорь Фролов | Санкт-Петербург

По закону остается всего год до того момента, когда многие будут обязаны отчитаться перед государством о проведенном энергообследовании. Как проходит этот процесс, с какими трудностями сталкиваются его участники, что уже сделано, а что еще предстоит сделать? На эти и другие вопросы отвечают профессионалы в области энергетики.

Станислав Доржинкевич - заместитель директора департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Министерства энергетики РФ;
Сергей Мяков - председатель Комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области;
Леонид Питерский - вице-президент, руководитель аппарата Национального объединения саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (НОЭ);
Антон Мороз - председатель Комитета по информационному обеспечению НОП, член Комитета Российского Союза строителей по энергосбережению;
Владимир Аверьянов - президент Союза энергетиков Северо-Запада РФ;
Александр Гримитлин - президент НП «АВОК Северо-Запад», директор СРО НП «Инженерные системы - аудит».


Каким образом на сегодняшний день продвигается реализация Закона № 261-ФЗ?

Станислав Доржинкевич:

- Сегодня все, кто причастен к проблеме энергосбережения и повышения энергетической эффективности, понимают, что за двухгодичный период действия Закона № 261-ФЗ были решены многие крупные задачи.

Я хотел бы обратить внимание на следующие обстоятельства. Мощным толчком этого процесса стал Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», в котором сформулированы в качестве основных приоритетов развития страны снижение к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом, обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов. Затем, в 2009 году, вступил в силу Закон, который имеет нормы прямого действия и регламентирует сроки выполнения ряда мероприятий по энергосбережению. Также были внесены поправки в действующие законодательные акты Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 1830-р утвержден план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...», а Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 2446-р была утверждена государственная программа Российской Федерации по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на период до 2020 года.

Значительным шагом практической реализации государственной поддержки стало выделение средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации для выполнения региональных программ. Задачей органов исполнительной власти всех уровней является привлечение внебюджетных средств для осуществления всего комплекса энергосберегающих мероприятий. Логика ясна: чем больше вкладывает регион, чем больше привлекается внебюджетных источников финансирования, тем больше средств может поступить из федерального бюджета.

Важным моментом, сдерживающим реализацию мероприятий по внедрению энергосбережения в регионах, является инерция в мышлении людей: сегодня мы еще не настроены экономить энергоресурсы так, как этого требуют современные условия. А необходимо перестраиваться, глядя, как это делает цивилизованное мировое сообщество. Тем более это актуально в условиях деятельности Таможенного союза и вступления России в ВТО для обеспечения конкурентоспособности производимой продукции.

Сергей Мяков:

- Со вступлением в силу Федерального закона № 261 от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» поставленная президентом Российской Федерации задача по снижению энергоемкости ВВП к 2020 году на 40% стала одной из приоритетных задач модернизации экономики страны.
Федеральный закон № 261-ФЗ является своеобразным прорывом с точки зрения реализации на практике принципов энерго¬сбережения.

В соответствии с требованиями настоящего закона в срок до 1 августа 2010 года была принята региональная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Л嬬нин¬град¬ской области на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года» (Постановление Правительства Ленинградской области от 27.07.2010 г. № 191). Также были разработаны программы энергосбережения во всех муниципальных образованиях второго уровня.

С целью оказания методической помощи отраслевым комитетам, муниципальным об¬ра¬зо¬ва¬ни¬ям, регулируемым пред¬при¬яти¬ям и государственным (муниципальным) учреждениям разработан ряд методических рекомендаций по формированию соответствующих программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Для оперативного профессионального решения вопросов энергосбережения, координации работы в этой области в сентябре 2010 года создан межведомственный координационный совет по реализации государственной политики в области энергосбережения, возглавляемый губернатором Ленинградской области.

Как известно, одним из требований Федерального закона является установка приборов учета. На данном этапе степень оснащенности приборами учета энергоресурсов составляет 74% в областных государственных учреждениях и 68% в муниципальных учреждениях.

В настоящее время завершается корректировка программы по установке приборов учета в областной бюджетной сфере: предусмотрен полный объем средств для разработки проектно-сметной документации в размере 10,2 млн руб., а на 2012 год запланированы средства в размере 54 млн руб. на полное завершение мероприятий по установке приборов учета в областной бюджетной сфере.

Продолжается работа по реализации региональной программы «Повышение энергоэффективности в жилищной сфере». Общий объем финансирования данной программы на 2009-2011 годы составляет более 900 млн руб., в том числе более 170 млн руб. из областного бюджета в 2011 году.

Согласно ст. 16 Федерального закона № 261-ФЗ в период со дня вступления в силу Федерального закона до 31 декабря 2012 года необходимо провести первое энергетическое обследование, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

Для снижения нагрузки на бюджет Ленинградской области энергообследования областных государственных учреждений будет проводить Центр энерго¬сбережения и повышения энергоэффективности. Центр вступил в СРО «Энергоаудит Северо-Запада». Здесь создан отдел энергетических обследований, который в ближайшем будущем, после закупки оборудования и приборов для энергоаудита, приступит к проведению энергообследований государственных учреждений.

Вместе с тем энергетические обследования муниципальных учреждений должны быть проведены за счет средств местного бюджета или иных средств.

Леонид Питерский:

- Вы знаете, поскольку Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» является многогранным документом (я бы даже сказал - системным), внесшим изменения в другие законодательные акты Российской Федерации и поставившим конкретные задачи и сроки их выполнения, было бы наивно ожидать, что все пройдет без проблем, трудностей и проволочек.

Можно отметить, что сложилась система саморегулирования в области энергетического обследования. По инициативе ряда саморегулируемых организаций было создано Национальное объединение СРО в области энергетического обследования, призванное решать многие задачи в интересах своих членов.

Начинает оживляться рынок энергоаудита. Появляются заказы на проведение энергетического обследования и оформление энергетического паспорта. Некоторые заказчики идут дальше: после проведения обследования заключают договорные отношения с энергоаудитором на осуществление энергосерсвисного контракта. Но пока весь этот процесс можно охарактеризовать как вялотекущую активность.

Конечно, мы все сегодня должны быть заинтересованы в выполнении всех законодательных положений в установленные сроки, хотя в оставшийся год очень непросто завершить обязательное энергетическое обследование всех юридических лиц (органов, госучреждений).

Дополнительные требования выдвигаются в Законе к проектировщикам, застройщикам, производителям товаров и услуг. Так, например, в проекте приказа Минрегиона № 224 повышены требования по энергоэффективности при проектировании зданий. В приказе определено, что удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение уже сейчас должен быть снижен на 15% по отношению к базовому уровню, то есть уровню 2009 года, на 30% - с 1 января 2016 года и на 40% - с 1 января 2020 года. В приказе также отмечены те мероприятия, которые уже сейчас и в последующие периоды должны закладываться в проектные решения (начиная с оборудования зданий приборами учета¸ энергосберегающими осветительными приборами в местах общего пользования, устройствами автоматического отключения освещения, дверными доводчиками).
Таким образом, комплексный подход по проведению энергосберегающих мероприятий и реализации энергоэффективных решений в жизнь позволит уже сейчас, в начальный период действия Закона, получить реальную, а не эфемерную экономию энергоресурсов.

Владимир Аверьянов:

- ФЗ № 261 предписывает проведение обязательного энергетического обследования. Эта норма практически разделила заказчиков на две группы. К основной группе относятся предприятия, стремящиеся с помощью профессионального энергоаудита разработать план действий по реальному энергосбережению. Для этого из нескольких тысяч существующих энергоаудиторских компаний России (при умело сформулированных требованиях к профес¬сиональным качествам ком¬пании) на основе тендера выбирается исполнитель. Такие компании широко известны, и в задачи СРО входит их реклама и продвижение по линии получения заказов. Профессиональная деятельность подобных аудиторских фирм увеличит жизнеспособность и авторитет соответствующих СРО.

Ко второй группе относятся заказчики, стремящиеся с минимальными затратами, из условий выполнения требований закона, провести энергоаудит. Естественно, что здесь и тендерные требования к энергоаудиторской компании будут формальными, и цена работы существенно ниже. С таким явлением бороться весьма сложно. И только активное продвижение профессиональных компаний, формирование таких требований к тендерным документам, при которых приоритет будет отдаваться качественному энергоаудиту, смогут изменить ситуацию. С этой целью СРО должны возглавить обучение потенциальных заказчиков аудита, в том числе и по защите от непрофессиональных исполнителей.

Александр Гримитлин:

- В настоящий момент в России проведено несколько тысяч энергетических обследований. Сдерживает продвижение реализации 261-ФЗ отсутствие финансирования организаций, для которых проведение энергоаудита является обязательным. Если реализация мероприятий по проведению энергоаудита не будет профинансирована в полном объеме в ближайшее время, то сроки, указанные в законе, скорее всего, соблюдены не будут.

Какие меры необходимы для выполнения законодательных требований относительно энергосбережения?

Сергей Мяков:

- Обсуждая меры, необходимые для выполнения требований законодательства в области энергосбережения и связанные с развитием процесса повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в нашей стране, стоит выделить следующие.

Во-первых¸ информирование физических и юридических лиц, пропаганду энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Кроме того, необходимо назначение лиц, ответственных за энергосбережение в организациях различных форм собственности.

Во-вторых, Федеральный закон требует осуществления внутреннего (на местах), внешнего (государственного) контроля за организациями с участием государства или муниципального образования и аудита соответствия выполнения требованиям законодательства (мониторинга нарушений законодательства). Как известно, лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, несут административную ответственность в соответствии со ст. 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В настоящее время проводится комплекс организационных мероприятий по созданию Государственной информационной системы на территории Ленинградской области в виде специализированного программного информационного обеспечения (АРМ) для реализации мероприятий в области энергосбережения.

В-третьих, необходимо стимулирование выполнения программ энергосбережения, которое включает: софинансирование из федерального бюджета расходных обязательств Ленинградской области, государственную поддержку в области энергосбережения, содействие реализации мероприятий по внедрению энергоэффективных технологий и оборудования на основе предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам.

Кроме перечисленных мероприятий немаловажными составляющими являются: издание органами власти документов и информативных источников по энергосбережению, организация контроля за исполнением программ, инициирование развития отечественного производства энергоэффективных технологий и оборудования, популяризация бережного отношения к потребляемым энергоресурсам среди населения.

Всем этим направлениям в соответствии с региональной программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности администрацией Ленинградской области уделяется самое пристальное внимание.

Владимир Аверьянов:

- Несомненно, профессиональное управление процессом преобразования энергозатратной, в большинстве мест морально и физически устаревшей инженерной инфраструктуры в энергоэффективную является приоритетом на данном этапе реализации 261-ФЗ. Естественно, что для этого нужна современная нор¬ма¬тив¬но-методическая база, опирающаяся на передовой отечественный и зарубежный опыт в этом вопросе и высокий профессионализм исполнителей. Кроме того, требуется существенный административный ресурс. В последние годы в этих направлениях сделано достаточно много. Однако наблюдается и определенная «пробуксовка» в качественной разработке программ повышения энергоэффективности и в осуществлении энергетических обследований.

Деятельность по существенному улучшению показателей энергоэффективности и энерго¬сбережению в России связана в первую очередь с необходимостью улучшения благосостояния и комфорта жизни населения. Факторов, побуждающих развивать это направление, несколько:

- возрастающая за счет добычи в более труднодоступных районах стоимость топлива приводит к увеличению издержек промышленности и населения на нужды энергоснабжения, что при современном энергозатратном состоянии инженерной инфраструктуры и зданий становится критичным;
- появившееся в последние годы в достаточном количестве энергоэффективное техническое оборудование, современная теплоизоляция при массовом внедрении может приводить к существенному снижению затрат на тепловую и электрическую энергию с одновременным повышением качества энергоснабжения. Этим самым снизится нагрузка на семейные бюджеты, на затраты государства.

Таким образом, принятое и закрепленное рядом законов и энергетической стратегией государства направление по повышению энергоэффективности и энергосбережению является для нас своевременной объективной необходимостью. И роль СРО здесь главенствующая. В качестве положительного примера можно отметить профессиональную деятельность Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). Интенсивная деятельность по актуализации и разработке нормативно-методической литературы, проведению координирующих совещаний и конференций определила лидерство этой организации и позволит со временем создать эффективную систему управления строительной деятельностью в стране. Если подобный подход найдет свое развитие в СРО по энергоаудиту, то многие вопросы можно будет решать более качественно и часть изложенных выше проблем будет снята.

На наш взгляд, главная задача объединения СРО - подготовка предложений по гармонизации и актуализации комплекса нормативно-методической литературы, норм и стандартов с позиций энергоэффективности, по развитию института независимой экспертизы результатов энергоаудита, программ по повышению энергоэффективности и энергосбережению, по совершенствованию механизмов инвестирования в проекты по энергосбережению.

Механизмов, способствующих реализации энергосберегающих мероприятий, много. Однако их надо отрабатывать, с учетом специфики предприятий и регионов, унифицировать для последующего тиражирования. В случае необходимости для повышения их эффективности добиваться внесения изменений в законодательство.

Заказчикам сложно ориентироваться в непрофильном для них деле - энергосбережении, в большом количестве документов по этому вопросу. Более совершенная в СРО электронная база данных по законодательству, новым энергоэффективным технологиям, передовому опыту ее членов и регламентам по различным видам энергоаудита, формированию тендерной документации позволит активизировать работы по энергосбережению и получению заказов профессиональными компаниями, входящими в СРО.

Антон Мороз:

- После вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» должно было появиться около полусотни документов, дополняющих и позволяющих реализовать законодательные требования. К сожалению, не все они увидели свет.

В первую очередь это касается стимулирования внедрения энергосберегающих мероприятий, так как более 90% инвестиций предполагается привлечь из внебюджетных источников, а не за счет федерального и регионального бюджетов. Но в этом случае должны применяться меры стимулирующего характера путем внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам и т. п. Об этом говорится в п. 2 ст. 27 Закона, где идет речь о государственной поддержке инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Сегодня отсутствует механизм, позволяющий реализовать бюджетным учреждениям указанную в п. 3 ст. 24 Закона возможность использовать на свои цели (вплоть до фонда оплаты труда) денежные средства, полученные за счет экономии энергоресурсов. Точно так же не работает механизм расчета бюджетной организации по энергосервисному контракту за счет средств, сэкономленных на энергоресурсах. Как это реализовать на практике, никто не знает.

Обычно получается все наоборот: сэкономленные сверх норматива средства уйдут в бюджет, а на следующий год из бюджета будет выделено меньше средств. Следовательно, должна быть усовершенствована и нормативно-правовая база в части мотивации руководителей бюджетных организаций к достижению более высокого уровня энергоэффективности подведомственного объекта.

Немало критики вызывает 94-й Закон, предусматривающий конкурсные процедуры при проведении конкурса на энергетическое обследование, а также и на осуществление энергосервисного контракта. Его необходимо дополнить конкретными требованиями, не допускающими снижения конкурсной цены на порядок и обеспечивающими качество выполняемых услуг.

Леонид Питерский:

- Энергетики знают: не все положения 261-го Закона подкреплены подзаконными актами, что не позволяет в полном объеме включить механизм стимулирования для решения проблем энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Недавно вступило в силу Постановление Правительства РФ от 12.07.2011 г. № 562 «Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осу¬щест¬вление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита». Это было бы интересно и выгодно в первую очередь промышленным предприятиям, так как сейчас уже есть разъяснительное письмо Минфина России от 05.04.2011 г.

№ 03-02-07/1-105 о том, что компания, которая, реализуя инвестиционный проект, приобретает энергоэффективные объекты (технологии), может рассчитывать на получение инвестиционного налогового кредита. Более того, в отличие от ранее принятого Постановления Правительства РФ от 25.10.2010 г. № 857, где было указано только 4 вида объектов, во вновь принятом постановлении таких разновидностей уже 56. Но опять же: как увязать достигнутую энергоэффективность внедренных мероприятий с деятельностью Минфина и ФНС?
Необходимо конкретизировать (с указанием ответственного органа исполнительной власти федерального уровня) применение вступившего в силу постановления правительства. Это тем более важно, что по ряду отраслей промышленности требуемые показатели по индикатору энергетической эффективности уже достигнуты, а где-то они близки к установленным в постановлении. Этот факт может быть стимулирующим по внедрению энергосберегающих технологий на производстве.

Аналогичным образом должны быть определены «условия игры» и для бюджетных учреждений. В соответствии с Законом они также должны видеть выгоду от энергосбережения при проведении энергосберегающих мероприятий.

Я бы сказал еще несколько слов о проблеме квалификации энергоаудиторов. Не все энергоаудиторские организации обладают высокопрофессиональным кадровым составом. Дело в том, что энергоаудиторов никто не готовит, а 72-часовые курсы по повышению квалификации являются, по сути, введением в специальность. Поэтому Национальное объединение СРО в области энергетического обследования ставит вопрос об аттестации энергоаудиторов. Тогда можно будет понимать, кто готов к самостоятельной деятельности на любых объектах, а кому еще надлежит получить практическую подготовку и приобрести соответствующие компетенции.

Александр Гримитлин:

- В сегодняшних условиях рыночной экономики энергосбережение невыгодно компаниям-монополистам - поставщикам энергоресурсов, заинтересованным в постоянно растущем сбыте. Отрасль поставки энергоресурсов динамично развивается. Конечно, на это нужны средства.

С другой стороны, согласно принятой к реализации программе в России к 2020 году нужно выйти на 40-процентную экономию потребления энергоресурсов. Добросовестный собственник, стремящийся к снижению потребления энергии, оказывается в весьма неприглядном положении. У него есть договор на поставку определенного количества энергоресурсов, и в случае невыполнения условий данного договора (недоприобретение товара) собственник должен заплатить поставщику штраф, который зачастую превышает сэкономленные в результате энергосбережения средства. Прецеденты относительно решений споров собственников с газовщиками в судебной практике уже есть.

С электроэнергетикой договорная система более гибкая, так как у компаний-поставщиков этого вида энергии существует понятие ежемесячной заявленной мощности, объем которой может изменяться.

Поэтому для достижения реальной экономии нужны дополнительные законодательные акты, исключающие штрафы при проведении потребителем энергосберегающих мероприятий. Решение данного вопроса без вмешательства на правительственном уровне невозможно.

Обращу внимание также на проблему утверждения энергопаспортов, копии которых по закону должны направляться и утверждаться в Минэнерго.

На данный момент в Минэнерго направлено несколько тысяч энергопаспортов, а рассмотрено и утверждено несколько десятков. Существующая система крайне неэффективна. Ускорить процесс обработки данных энергопаспорта могут создание и внедрение государственной информационной системы по энергосбережению и повышению энергоэффективности и автоматизация процесса.

Также одним из решений данной проблемы может стать создание подобных Минэнерго или Российскому энергетическому агентству структур в регионах, которым были бы делегированы полномочия регистрации и рассмотрения энергопаспортов. Это значительно ускорит процедуру приемки энергопаспортов.

Известно, что на рынке энер¬гоаудита существует усто鬬чивый демпинговый тренд. Что можно предпринять в интересах добросовестных энергоаудиторов, стоимость работы которых не может стоить копейки?

Леонид Питерский:

- Всем понятно, что 94-й Закон несовершенен и требует кардинальной доработки. Не внес существенных коррективов и 79-й Закон, определивший формирование максимальной (начальной) цены конкурса. Если идти по пути простого снижения конкурсной цены, то в случае демпинга конечная цена может отличаться от начальной на порядок. Думаю, в этом случае не стоит говорить о качестве энергетического обследования вообще и энергетического паспорта в частности.

Противодействием такому положению дел может быть изменение законодательства, где могут быть выдвинуты дополнительные условия: проверка членства участников конкурса в СРО, предквалификационные требования (сколько объектов в «портфолио» каждой организации), требования по качеству энергоаудита.

Это позволило бы бороться с демпингом, причем на законных основаниях.

Антон Мороз:

- Действительно, сегодня одной из реальных проблем при оформлении заказов на энергетическое обследование является демпинг. Корни этой проблемы - в неправильном толковании и применении Закона № 94 и непонимании заказчиками сути энергоаудита, а следовательно, и его стоимости. Первая причина может быть снята простыми действиями при объявлении конкурса: объявлением максимальной (начальной) цены (окончательная цена не может отличаться в разы!), предквалификацией кандидатов конкурса, выставлением требований по обеспечению качества проведенного обследования и оформлением по его результатам документов. Второе обстоятельство можно исправить путем просвещения руководителей бюджетных организаций и чиновников, отвечающих за выделение средств бюджетным организациям. Необходимо понимать, что энергетическое обследование должны проводить профессионально подготовленные энергоаудиторы. При этом они должны не только провести обследование, но и оформить энергетический паспорт, отчет по результатам энергетического обследования и программу дальнейших мероприятий по энергосбережению. Причем энергетический паспорт выполняется как на бумажном носителе, так и в двух различных электронных форматах, затем проходит экспертизу, и в случае положительной оценки копия паспорта отсылается в Минэнерго. Как видим, трудозатраты и степень ответственности здесь немалые. На каком же основании предлагаются «копеечные» заказы? Всем должно быть понятно, что качество услуг, в том числе и по энергетическому обследованию, напрямую зависит от оплаты выполняемых работ.

Владимир Аверьянов:

- Безусловно, энергоаудит должен быть дорогой с двусторонним движением. Современные организации-аудиторы предполагают проведение исследований на основе изучения мнений и мероприятий, предлагаемых специалистами заказчика. Для этого в структурные подразделения рассылаются опросные листы, осуществляются необходимые замеры параметров с помощью различных приборов. Неоднократное совместное обсуждение полученных результатов, программ развития предприятия и его финансовых возможностей позволяет сформировать экономически обоснованную программу энергосбережения с разработкой предложений по ее реализации, в том числе с помощью энергосервисных компаний. Такая модель является устойчивой, с обратной связью, и здесь нет места для формальных энергопаспортов, представляющих собой, по сути, только инвентаризационный документ. Это связано с тем, что энергосервисный контракт (энергетический перформанс-контракт) должен содержать:

- обоснованную величину экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем по контракту;
- срок действия контракта, который должен быть не менее срока достижения заявленной величины экономии ресурсов.

В соответствии с этим для включения механизма реализации мероприятий по энергосбережению (заключения договора, по сути без затрат предприятия) необходимо проведение энергоаудита либо высокопрофессиональной энергоаудиторской компанией, либо самой энергосервисной организацией. В этом направлении, по всей видимости, будут развиваться энергоаудит, реализация энергосберегающих мероприятий и деятельность СРО.

В заключение следует добавить, что сегодня мы находимся в начале наукоемкого и сложного пути. Уже выполненная большая работа вселяет уверенность, что возврата к энергорасточительству не будет и специалисты по энергосбережению станут востребованными и будут в цене.

Александр Гримитлин:

- Эта проблема вызвана действием 94-ФЗ «О госзакупках», который обязывает покупателя заключать контракт с компанией, заявившей на тендере наименьшую стоимость продукта или услуги. Качественная составляющая предоставляемых услуг ни постановлением, ни Федеральной антимонопольной службой, защищающей данный закон, в расчет не берется. Отсюда и демпинговые казусы. К примеру, одна столичная компания выиграла тендер на проведение энергетического обследования объекта, расположенного в Томске, заявив стоимость работ в 20 000 рублей. О каком качестве может идти речь, если даже стоимость билета до пункта назначения и обратно превышает заявленную сумму? Выход из этой ситуации один - изменение 94-ФЗ и принятие и введение в действие Закона «О федеральной контрактной системе».

Кроме этого, для определения средней стоимости качественного проведения энергетических обследований целесообразно разработать типовое техническое задание на проведение энергоаудита и типовую методику проведения энергоаудита, чтобы, проводя тендер, не опускаться ниже установленной таким образом планки. Качественный энергоаудит за копейки невозможен.

Сам по себе энергоаудит - не самоцель. Реальное энергосбережение достижимо при условии целого комплекса мероприятий, среди которых энергоаудит - лишь начальный этап. А какова, например, практика распространения энергосервисных контрактов?

Антон Мороз:

- Все абсолютно правильно, энергетическое обследование представляет собой комплекс кон¬троль¬но-из¬ме¬ри¬тель¬ных, расчетно-аналитических и оформительских действий, направленных на получение объективных данных об энергоэффективности организации заказчика. При этом необходимо не только дать фактическую картину о состоянии объектов энергопотребления, но и выявить скрытые резервы, определить реальный потенциал по энергосбережению и сформировать программу по проведению энергосберегающих мероприятий. В идеале такую программу должна реализовать та же самая энергоаудиторская компания, которая несла бы ответственность за свои решения. Но в связи с тем, что сегодня реальных заказов на энергетическое обследование не так уж много, и по энергосервисным контрактам нет никакого движения. Здесь есть еще один сдерживающий фактор: осуществление энергосберегающих мероприятий требует определенных финансовых затрат, причем немалых. Этих средств в полном объеме у заказчика может не быть. Энергоаудиторская фирма, занимающаяся энергосервисом, может обеспечить софинансирование, но при этом ее руководство должно понимать, что если это кредит, то не под безумные проценты, а вложенные средства в последующем (за 1,5-2 года) будут возвращены с прибылью.

Пока не будет создано условий для льготного кредитования и гарантий возврата средств, полученных за счет энергосбережения, энергосервисные контракты останутся благими пожеланиями заказчиков и энергоаудиторов. Особенно это касается заказчиков, относящихся к бюджетной сфере.

Александр Гримитлин:

- Действительно, энергоаудит - это начальный этап. Второй этап - реализация рекомендованных мероприятий на основе заключения энергосервисных контрактов, упирающаяся в вопрос финансирования.

В средствах бюджетных организаций статья на финансирование данных мероприятий, как правило, не предусмотрена. Средства могут быть выделены государством (бюджет) или инвесторами - частными компаниями. Если в первом случае все более или менее понятно, то при использовании негосударственного инвестирования возникает еще и проблема возврата вложенных средств. Вариант с возвратом средств из сэкономленных на энергопотреблении денег при условии постоянного роста цен на энергоресурсы и неопределенности с погодными условиями в отопительный период, а следовательно с теплопотреблением, неоднозначен.

Насколько известно, сегодня единственные организации, которые реализуют что-то похожее на энергосервисный контракт, это дочерние компании ОАО «Газпром». В Санкт-Петербурге ООО «Петербургтеплоэнерго» вместе с городом вложили в модернизацию котельных только Петроградского района более 6 млрд рублей. У кого из частных инвесторов есть еще такие же финансовые возможности, ответить сложно. Если будут разработаны инструменты гарантированного возврата инвестированных средств, то практика реализации энергосервисных контрактов значительно расширится.

Станислав Доржинкевич:

- Сегодня пристальное внимание уделяется первому этапу энергосбережения и повышения энергоэффективности - проведению энергетического обследования и составлению энергетических паспортов. Этот этап сам по себе не решает проблемы повышения энергоэффективности: если на основании выработанных рекомендаций по энергосбережению не будет сделано ровным счетом ничего, то эффект от энергоаудита становится нулевым.

Анализ первых поступивших в Минэнерго паспортов свидетельствует, что подавляющее их большинство требует доработки и корректировки. Это свидетельствует о недостаточной подготовке и профессионализме энергоаудиторов, которыми сегодня становятся представители других профессий - бывшие учителя, водители, бухгалтеры и т. д.
Существуют ли проблемы с прозрачностью рынка энергоаудита? Насколько часто встречаются схемы, когда государственные заказы уходят в руки аффилированных с чиновниками компаний, и актуальна ли по-прежнему проблема «левых» энергоаудиторов?

Александр Гримитлин:

- Сложно говорить о наличии «левых» аудиторов, так как они в этом, конечно, сами не признаются.

Что касается ухода госзаказов, то да, аффилированные энергоаудиторские компании существуют, 261-ФЗ не ограничивает возможности компаний, в том числе и государственных, потребляющих энергию, в создании энергоаудиторских организаций. Но стоит ли выяснять их процент и процент ушедших к ним госзаказов, если это не запрещается законом?
В январе 2011 года появились новые требования к энергопаспортам, которые вызывают неоднозначные оценки среди членов саморегулируемых организаций. В чем суть этих требований и как они повлияли на работу энергоаудиторов и Минэнерго?

Станислав Доржинкевич:

- Постановление Правительства от 25.01.2011 г. № 18 утвердило правила установления требований энергетической эффективности, в соответствии с которыми нормируемые показатели суммарных удельных тепловых расходов тепловой энергии должны включаться в энергетический паспорт здания, строения, сооружения.

Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 года № 19 выдвинуло дополнительные требования по учету и регистрации энергетических паспортов. Основная суть этих требований заключается в том, что саморегулируемая организация должна представлять в Минэнерго копию паспорта на бумажном носителе, а также в электронном виде в формате PDF и XML. Версия XML позволяет упростить и ускорить процедуру проверки энергетических паспортов. В настоящее время основные разногласия сняты, версия пригодна для заполнения и может использоваться всеми энергоаудиторами.

Следует отметить, что вышеперечисленные требования постановления правительства все энергоаудиторы должны неукоснительно выполнять, понимая степень ответственности за корректность оформленного и представленного в Минэнерго энергетического паспорта.

Александр Гримитлин:

- Постановление Правительства № 19 от 25.01.2011 г. касается порядка предоставления энергопаспортов в Минэнерго, но новых требований к оформлению энергопаспорта оно не предъявляет.

 

Сканированная версия статьи