Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

Что тормозит энергоаудит?

Сегодня мы стоим на пороге второй годовщины со дня вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в другие законодательные акты Российской Федерации». Что было сделано за этот период, и каковы перспективы развития отрасли энергоаудита, нам рассказал член Комитета Российского союза строителей по энергоресурсосбережению, председатель общественного Совета СРО НП «БалтЭнергоЭффект» Антон Мороз.

 

- Антон Михайлович, какая работа была проделана за эти два года, осуществились ли первые намеченные планы?

- За время действия Закона необходимо было провести огромную - по сути эпохальную - работу по осуществлению обязательного энергетического обследования многих сотен тысяч, а по некоторым данным даже миллиона, важных энергопотребляющих объектов и выдаче «рецептов» по снижению энергопотребления и повышению их энергетической эффективности. Однако этого, к сожалению, не сделано, а до завершения срока обязательного энергообследования, под которое подпадают многие юридические лица (все органы государственной и  муниципальной власти, все бюджетные организации, генерирующие и транспортирующие организации, крупные энергопотребители и другие) остается всего год. И это не может не вызывать беспокойства.

 

 - Получается, что Закон не выполняется в полном объеме?

- Тут стоит отметить, что, во-первых, после вступления Закона в силу, появилась система саморегулирования в области энергетического обследования.  СРО не только формируют «правила игры» для своих членов, но и в значительной степени отвечают за их работу.

Во-вторых, установлена обязательность энергетического обследования для ряда юридических лиц. Ранее, в период действия Закона «Об энергосбережении» 1996 г. существовал только добровольный энергоаудит.

В-третьих, теперь РанееР

жестко определены сроки обязательного энергетического обследования для конкретных лиц. Следует сразу оговориться, что поскольку в песочных часах две трети отмеренного песка уже просыпалось, то даже при организации «штурмовщины» выполнить эту задачу будет крайне сложно. Так, по данным из Приволжского федерального округа, за год необходимо провести энергообследование около 200 000 объектов, находящихся в ведении 80 000 организаций. Таким образом, необходимо осуществлять обследование более чем на 500 объектах ежедневно (в том числе в выходные и в праздничные дни!).

В-четвертых, Законом  установлена ответственность юридических и должностных лиц за неисполнение его требований: внесенные изменения в Кодекс об административных правонарушениях предусматривают штрафы на юридических лиц в размере 500 - 600 тысяч рублей, а штрафы, как мы понимаем, могут взиматься неоднократно.

Казалось бы, «картина маслом».  Однако не срослось. Сегодня заказчик не находит надежного энергоаудитора, а профессиональный энергоаудитор не находит заказчика. Все вместе они не находят денег, поскольку на альтруистских началах серьезные дела не делаются и отношения не строятся.

 

- Но ведь на рынке уже сейчас есть много фирм, которые предлагают проведение энергоаудита за небольшие деньги...

- К сожалению, действительно, сегодня на рынке появились демпингующие фирмы, которые за относительно небольшие деньги готовы выполнить работы по энергетическому обследованию объекта любой сложности даже без выезда на место. Спрашивается: «А как же паспорт? А как же его регистрация в Минэнерго?». А никак. Деньги получены - и хорошо. С этими демпингующими «собратьями», которые могут опустить цены за энергоаудит до 20-30 тысяч рублей, близко соседствуют аффилированные организации по энергетическому обследованию. Как правило, это те организации, где родственные души руководителей местной администрации хотят организовать свой маленький бизнес, нисколько не заботясь о его результатах и своей репутации.

 

- А можно в таком случае привести ценник к единому знаменателю?

- Минэнерго не собирается диктовать цены на этот вид деятельности, поскольку цены должен диктовать рынок. Так, по данным Московского государственного бюджетного учреждения «Энергетика», средняя стоимость энергетических обследований, проведенных в Москве в 2010 году на объектах социальной сферы, составила 259 тысяч рублей, а на объектах ЖКХ - 359 тысяч рублей. При этом  проведение аналогичных работ в регионах варьируется от  75 до 100 тысяч рублей. Такой ценовой уровень является весьма характерным для многих регионов при проведении энергоаудита госучреждений, так как при большей стоимости руководитель бюджетной организации обязан объявлять конкурс. При этом окончательная цена может «упасть» до 20-30 тысяч рублей. В этом случае все энергоаудиторы понимают, что провести качественное энергетическое обследование за такие деньги невозможно. Именно таким образом демпинг сводит на нет все положительное, что наработано в области энергоаудита. Бездумное применение 94-го Закона без дополнительных условий при объявлении конкурса по энергетическому обследованию приводит к тому, что заказчик, сам того не замечая, роет себе яму. Купившись на дешевое предложение, он может получить некорректный энергетический паспорт, не говоря уже об отчете и программе мероприятий по дальнейшему энергосбережению. В дальнейшем такой паспорт никогда не будет зарегистрирован в Минэнерго, а стало быть, бюджетная организация будет считаться должником по энергетическому обследованию.

 

- Кому же можно доверить проведение энергообследования?

- Только тем компаниям, которые являются членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования и имеют в своем составе специалистов-энергоаудиторов. Сегодня в России насчитывается более сотни профильных СРО, причем основная их часть находится в Москве и в Санкт-Петербурге. Дело в том, что для обеспечения требуемого качества выполненных работ существует система двойного контроля: энергетические паспорта направляются сначала в СРО, а затем на регистрацию в Минэнерго. Саморегулируемые организации, пожалуй, сегодня единственные  из всех участников рынка энергоаудиторских услуг, кто действительно готов к выполнению поставленных целей и задач. Они сами разрабатывают нормативно-методические материалы для своих членов, публикуют на своих сайтах и в СМИ материалы по энергоаудиту, проводят тематические конференции - то есть выполняют высокую миссию по популяризации идей энергосбережения и ликвидации энергетической безграмотности в России.

Сканированная версия статьи