Рег. номер: СРО-Э-022
Балтийские СРО:
Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.
Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.
Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.
Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.
Бакунович Н.Н.
До 31 декабря 2012 года - срока, к которому все организации, подлежащие обязательному энергетическому обследованию, должны его пройти, - времени остается все меньше и меньше. Об актуальных проблемах энергоаудита корреспонденту СЗИЦ «Энергоэффективность и ресурсосбережение» рассказал Александр Александрович Журавлев, советник директора СРО НП «БалтЭнергоЭффект».
- Александр Александрович, расскажите, пожалуйста, с какими проблемами сегодня чаще всего сталкиваются энергоаудиторские СРО?
- Основная проблема заключается в том, что сегодня нет общего подхода к стоимости энергоаудита. Один и тот же объект может оцениваться совершенно по-разному. Существуют разные подходы: например, один способ расчета предложила одна из наших петербургских саморегулируемых организаций, другой - энергоаудиторы Урала; также есть московская методика, утвержденная Правительством Москвы, есть старые расценки, сохранившиеся еще с советских времен. Но в целом одной общей методики нет. В Минэнерго заявили, что не будут вмешиваться в ценообразование, поскольку у нас свободный рынок.
Со стороны участников конкурсных процедур отмечается сильное занижение цен. Недавно одна из наших компаний участвовала в электронных торгах в одном из районов Санкт-Петербурга, где выставлялись на энергообследование в том числе и объекты сферы здравоохранения. На этом аукционе начальная цена энергоаудита больницы составляла более 400 тысяч рублей, а итоговая - 35 тысяч. Поликлиника с 270 тысяч упала до 13 тысяч рублей. По таким ценовым параметрам сегодня работать нельзя - конечно, если работать серьезно, с выездами энергоаудиторов на объекты и проведением соответствующих измерений.
Вторая проблема в том, что энергоаудиторские компании совершенно разные. До принятия Федерального закона и вступления его в силу в России было примерно триста энергоаудиторов - это и энергоаудиторские СРО, и физические лица. Сегодня их число достигает пяти тысяч (всего 124 СРО по России, в каждом примерно 40 членов). Так что конкурентная среда есть, но в этой среде встречаются как компании с огромным опытом работы, хорошим профессиональным составом, измерительной базой и аппаратурой, так и компании, которые такого опыта не имеют. Некоторые даже не вступают в саморегулируемые организации и занимаются энергоаудиторской деятельностью подпольно - именно такие компании, как правило, и демпингуют.
Энергетический паспорт может заполняться недобросовестным энергоаудитором просто от руки за рабочим столом. Там будут стоять печать и подпись руководителя организации, якобы проводившей энергоаудит, а реально это будет подделка. Схема регистрации энергопаспорта в Минэнерго (а только в этом случае это будет официальный документ) должна быть такой: сначала паспорт направляется в саморегулируемую организацию, там проводится его экспертиза, и если паспорт отработан некачественно, его отправляют на доработку. Если же паспорт выполнен правильно и соблюдены все условия, такой паспорт посылают в Минэнерго, и там он тоже проходит проверку на корректность оформления. Когда паспорт регистрируется, об этом официально - письмом - уведомляется саморегулируемая организация. Представители бюджетных организаций зачастую даже не подозревают, что они могут заплатить не очень большую сумму за проведение энергетического обследования, а в итоге получат подделку.
Если компания не входит в энергоаудиторское СРО - значит, она выступает на незаконных основаниях. С такой организацией вообще нельзя иметь дела, более того, такая компания не должна допускаться к конкурсам. Это должно быть первое значимое условие. У нас же, согласно Закону о госзакупках, считается, что понижение цены - это главный критерий.
- Можно ли как-то проверить, состоит ли энергоаудиторская компания в СРО?
- Проверить всегда можно: в Минэнерго ведется сайт - реестр саморегулируемых организаций. Войдя в этот реестр, можно получить информацию по каждому региону: какие саморегулируемые организации там значатся. Есть и перечень членов по каждой СРО. Он, правда, не очень интенсивно обновляется, но, тем не менее, на сайте указаны телефоны всех СРО, по которым можно позвонить и уточнить действительное членство энергоаудиторов. Кстати, там указаны и сайты СРО, где ведется реестр членов (в том числе и исключенных из СРО).
Сейчас Минэнерго создает Государственную информационную систему, в которой будут собраны данные по всем паспортам и по всем объектам, которые в обязательном порядке должны пройти энергетическое обследование. Там же будут содержаться данные по всем энергоаудиторам и саморегулируемым организациям. По словам П. В. Свистунова, директора Департамента энергоэффективности, развития и модернизации топливно-энергетического комплекса, эта система должна была быть запущена еще в декабре 2011 года, однако пока, к сожалению, мы ее не наблюдаем.
- Как сейчас обстоит дело с энергетическими обследованиями крупных промышленных предприятий?
- Руководители промпредприятий идут к нам еще не очень охотно. Многие из них знают, что они должны в обязательном порядке провести энергетическое обследование, но не торопятся этого делать. Некоторые ожидают, что будут приняты изменения в законе, и считают, что 31 декабря 2012 года - еще не окончательный предел. Другие говорят, что предпочтут платить штрафы. Для некоторых предприятий стоимость штрафа действительно ниже, чем стоимость энергоаудита. Но в общей сложности им придется заплатить больше: один штраф будет браться за то, что не прошли энергетическое обследование в указанные сроки, второй - за отсутствие паспорта, третий - за отсутствие программы по дальнейшему энергосбережению. То есть сначала будут штрафы, а потом энергообследование все равно придется проходить.
Промпредприятия сейчас стараются стимулировать на государственном уровне. Есть постановление № 562 от 12 июля 2011 года, в соответствии с которым те организации и предприятия, которые внедряют у себя энергоэффективные технологии и покупают оборудование, могут воспользоваться возможностью получения инвестиционного налогового кредита. По сути дела это освобождение от налогов, причем на всю сумму внедрения энергоэффективных технологий, на определенный период. Но пока механизм получения этого кредита не расписан, со стороны правительства, Минфина, Федеральной налоговой службы нет никаких разъяснений.
Кроме того, в Законе четко указывается, что в случае, если учреждение сэкономило на потреблении энергоресурсов, то сэкономленные средства можно переводить на нужды этого учреждения вплоть до фонда оплаты труда. Реально такая схема для бюджетников не действует: сэкономленные средства уходят в бюджет, и получить их назад практически невозможно.
- Решен ли вопрос сейчас финансирования энергообследования госучреждений в Санкт-Петербурге? Какие варианты существуют?
- Вопрос финансирования решен, хотя здесь могут быть совершенно разные подходы: где-то идут договорные отношения напрямую со школами и другими бюджетными учреждениями, а где-то могут поставляться лоты из нескольких учреждений. В Петербурге не исключается вариант и тот, и другой. Но хватит ли денег на всех - честно говоря, не знаю.
- Сколько объектов в Санкт-Петербурге, по вашим подсчетам, еще не прошли обязательное энергетическое обследование?
У нас нет информации ни о том, сколько объектов в Петербурге прошли обследование, ни о том, сколько получено паспортов и сколько из них зарегистрировано в Минэнерго. Но когда в СМИ появляются данные о том, что во Фрунзенском районе 92% госучреждений получили паспорта, это вызывает у меня недоверие. Они лукавят, хотя, может быть, и неосознанно: ведь еще неизвестно, сколько из этих паспортов не будут приняты в Минэнерго.
То, что до конца 2012 года многие не успеют пройти энергетическое обследование, - более чем вероятно. Всего в России насчитывается около 1 миллиона организаций, подлежащих обязательному энергообследованию, а паспорта пока что составлены только для 6 000 организаций - это капля в море. И если аудит школы или детского сада можно провести за пару недель, максимум месяц, то на обследование крупного промышленного объекта с составлением энергетического паспорта требуется как минимум полгода.
Ссылка на статью: http://www.spbenergo.com/talk/582-zhuravlev-interview.html