Рег. номер: СРО-Э-022
Балтийские СРО:
Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.
Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.
Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.
Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.
Бакунович Н.Н.
Владимир Леонидович Быков, директор НП «БалтЭнергоЭффект», член Совета НП «Национальное объединение саморегулируемых организаций в области энергетического обследования», председатель Комитета по предпринимательству в сфере строительства и рынку недвижимости СПБ ТПП
Александр Александрович Журавлев, советник директора НП «БалтЭнергоЭффект», доктор технических наук, профессор, почетный энергетик Российской Федерации.
В последнее время не только в думских коридорах, но и среди заинтересованной общественности идет живое обсуждение законопроекта, вносящего изменения в Федеральный закон от 23.11.2009г. № 261 «Об энергосбережении...» Положения этого законопроекта неоднозначно трактуются как сообществом энергоаудиторов, так и представителями организаций - заказчиков энергетического обследования.
Настоящая статья не претендует на детальный анализ законопроекта, тем более с юридической точки зрения. Рассмотрим некоторые, наиболее отличительные признаки, меняющие «правила игры» в области энергетического обследования.
Во-первых, в законопроекте не говорится ни слова об изменении сроков проведения обязательного энергетического обследования. Более того, органы Ростехнадзора, осуществляющие контроль над выполнением нормативных сроков обследования, напоминают энергопотребителям о том, что 31 декабря 2012 г. - крайний срок регистрации энергетического паспорта, выполненного на основании обязательного энергетического обследования.
Во-вторых, не нужно доказывать, что в значительной степени законопроект затрагивает интересы СРО в области энергетического обследования и их членов, так как этот институт только сложился и обрел некие организационно-правовые формы.
Следует сказать, что споры начинаются с размеров компенсационного фонда в 2 миллиона рублей, причем безотносительно к численности членов СРО. Если в организации 150-200 членов, то заплатить разовый взнос в этот фонд в размере около 10 тысяч рублей - не такая уж большая проблема. А если в организации 25-30 членов, то размер взноса вырастает почти на порядок. Между строк можно прочитать, что данная мера направлена на укрупнение СРО, так как любой член малочисленной организации тут же перейдет в крупную СРО, чтобы не платить огромные суммы.
Кроме того, если раньше в законе говорилось о выплате из компенсационного фонда в случае причинения вреда, то сейчас звучит другая трактовка: в случае причинения ущерба со стороны члена СРО. но понятия «вред» и «ущерб» - это разные категории, тем более, что ущерб может быть вызван внешними обстоятельствами (изменение тарифов, некачественный проект или монтаж оборудования подрядными организациями, не имеющих отношения к СРО, и т.п.). Причем тут солидарная (не субсидиарная!) ответственность саморегулируемой организации за деятельность своих членов? Членам саморегулируемой организации в новой трактовке закона запрещается заниматься иной деятельностью, кроме энергетического обследования. А как быть представителям проектных и монтажных организаций, которые являются специалистами и по энергоаудиту?
В современной системе повышения квалификации не все ладно: в ряде случаев обучение по 72-часовой программе происходит формально, без должной учебно-материальной и методической базы. Что касается предлагаемой системы повышения квалификации и аттестации энергоаудиторов, то сегодня такой системы в готовом виде нет, как нет и средств измерения уровня подготовки энергоаудиторов (тестов). Вносится также требование о наличии у энергоаудитора трехлетнего стажа работы в области энергетического обследования. Таких энергоаудиторов еще нужно будет поискать.
В-третьих, необходимо затронуть изменения в вопросах обязательного энергетического обследования. С одной стороны в закон предлагается внести пункт об обязательном энергетическом обследовании эксплуатируемых многоквартирных домов. Здесь же в разрешительном порядке предлагается оформлять энергетическую декларацию. Не нужно двух попыток, чтобы угадать, по какому пути пойдут управляющие компании и ТСЖ.
Завершая обзор новшеств по деятельности СРО отметим, что в тексте будущего закона кто-то стремился избыточно вместить положения о взаимоотношениях заказчика, энергоаудитора и СРО, как будто их взаимная ответственность не прописана в Гражданском кодексе.