Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

Ответственность за энергосбережение ужесточится, зато процедура энергоаудита станет проще

 

В 2013 году Закон N 261-ФЗ «Об энерго сбережении и повышении энергетической эффективности» должен претерпеть значительные изменения. Уже подготовлено более 500 поправок. В первую очередь будет законодательно усилена ответственность саморегулируемых организаций (СРО), планируется создание СРО энергосервисных компаний, а государство поддержит финансово ряд проектов.

Эксперты в один голос говорят о том, что закон 261-ФЗ несовершенен. Одной из основных проблем остается проведение энергоаудитов. «Сейчас, для того чтобы выполнить требования закона 261-ФЗ, необходимо провести энергоаудит предприятия и получить паспорт энергетической эффективности, для чего нужно привлечь специализированную подрядную организацию, — рассказывает генеральный директор компании „АтомСвет“ Вадим Дадыка. — Для привлечения подрядчика необходимо провести конкурс, заключить контракт с победителем конкурса, и только потом будет проведен энергоаудит. После этого необходимо подготовить проект модернизации освещения и выбрать поставщика энергоэффективного оборудования».

Такой процесс не только долгий по времени, но и крайне затратный. Для большинства предприятий мероприятие становится существенной нагрузкой. Неудивительно, что многие стараются всеми возможными путями сократить и удешевить этот процесс, используют коррупционные схемы. По словам самих участников рынка, упрощение порядка процедуры проведения мероприятий по повышению энергоэффективности позволит не только облегчить жизнь бизнесу, но и обелит сам процесс проведения энергоаудита.

Помимо сложностей, связанных с процедурой прохождения энергоаудита, другой не менее важной проблемой является выдача энергетических паспортов. Так, по данным минэнерго, из 38 тыс. энергопаспортов, поступивших на проверку в 2012 году, принято менее 2 тыс. Основной причиной возврата на доработку остальных являются неверные данные. «Сегодня появляется все больше недобросовестных СРО, которые пользуются правовой безграмотностью заказчиков и, не выезжая на объект, выдают фиктивные энергопаспорта, — говорит Вадим Дадыка. — Необходимо ужесточить ответственность за качество проведенного энергетического обследования саморегулируемых организаций и бюджетных учреждений».

Однако эксперты говорят, что только лишь ужесточения ответственности недостаточно. Необходимо повышать грамотность энергоаудиторов, в частности, проводить аттестацию энергоаудиторских компаний, а также создать программный продукт для автоматической проверки энергопаспортов, что позволит унифицировать саму форму паспорта, которая сейчас разная у каждого СРО. Не лишним будет законодательное оформление инструкции по проверке паспортов.

«Деятельность в области энергосбережения и энергоэффективности должна носить исключительно комплексный характер, — считает заместитель генерального директора компании „ИЦ ЭАК“ Павел Бандура. — При этом достижение установленных показателей энергосбережения и дальнейшее снижение энергопотребления невозможно без инновационных подходов к энергоменеджменту, внедрения энергосберегающего оборудования, ситуационного управления энергопотреблением. В частности, целесообразно предусматривать дополнительные стимулы для мотивации и тарифную политику с возможностью реализации льгот для различных секторов экономики и ЖКХ».

Однако, по мнению экспертов, подобные меры должны в первую очередь служить мощным стимулом к модернизации систем тепло- и электроснабжения в удаленных поселках, райцентрах, которые до сих пор используют оборудование советского времени. «Потери энергии при использовании старого оборудования превосходят все разумные пределы, — сокрушается генеральный директор компании „Промышленные силовые машины“ Андрей Медведев. — Тем не менее нередко предприятия, эксплуатирующие подобное оборудование, проходят энергоаудит и получают соответствующие документы. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо ввести в закон и подзаконные акты соответствующие нормы и, возможно, количественные показатели, которые должны стать обязательными к исполнению всеми субъектами энергетического рынка».

Несмотря на формальное наличие закона об энергосбережении и огромного количества подзаконных актов, его механизм не работает, а значит, нет стимулов, способных заинтересовать бизнес в энергоэффективности.