Рег. номер: СРО-Э-022
Балтийские СРО:
Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.
Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.
Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.
Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.
Бакунович Н.Н.
Федеральный закон № 261-ФЗ предусматривает внедрение энергосервисных контрактов. Как любое новое начинание, энергосервисные контракты воспринимаются с изрядной долей скепсиса в силу целого ряда причин.
Идея…
По замыслу законодателя, энергосервисная компания реализует энергосберегающие мероприятия за свои или заемные деньги, ожидая, когда заказчик начнет экономить энергоресурсы и поделится с ним частью этой экономии. С этой точки зрения, реализатор энергосервисного контракта должен уметь привлекать «длинные» деньги и эффективно управлять рисками проекта. Как правило, энергосервисный контракт заключается на срок от нескольких месяцев до нескольких лет.
Основное преимущество энергосервисного контракта — сохранение средств заказчика, поскольку внедрение энергосберегающих технологий осуществляется за счет средств самой энергосервисной компании, что особенно актуально для предприятий бюджетной сферы, где собственные средства крайне ограничены и не дают возможности тратить их на энергоэффективные технологии. Это открывает путь к крупномасштабным инвестициям в энергосберегающие технологии. Вторым преимуществом энергосервисного контракта можно назвать доступ заказчика к современным энергосберегающим технологиям, поскольку энергосервисная компания не только «меняет лампочки», но и привносит свое понимание тепло-, водо- и электросберегающих технологий, к которым у заказчика до этого не было никакого доступа. Наконец, при внедрении энергосберегающих технологий энергосервисная компания «насаждает» культуру энергосбережения, и заказчик учится относиться бережно к потреблению энергии. Зачастую энергосервисый контракт включает в себя постановку единой информационной системы измерения потребления энергоресурсов, при которой заказчик в постоянном режиме отслеживает потребление энергоресурсов и имеет возможность управлять своим потреблением.
Сама идея, как отмечает директор НП «БалтЭнергоЭффект», член совета НП «Национальное объединение саморегулируемых организаций в области энергетического обследования» Владимир Быков, привлекательна и не нова. Согласно общей концепции, после выполнения условий договора подрядчиком заказчик (частный домовладелец, ТСЖ или управляющая копания) должен в установленный договором срок начать получать прибыль за счет сэкономленных ресурсов. По мнению Вероники Клюковской, экономика нашей страны несет огромный потенциал применения энергосервисных контрактов, в первую очередь, на уровне региональных и муниципальных коммунальных хозяйств. В тех случаях, когда предполагаемый эффект от энергосбережения не поддается прямому измерению (реконструкция теплотрасс), применение механизма энергосервисного контракта затруднено. Во всех других случаях энергосервисный контракт можно и нужно применять.
Воплощение идеи
Процессу заключения энергосервисного контракта обязательно предшествует энергетическое обследование (энергоаудит), по результатам которого должен быть оформлен энергетический паспорт. Именно в этом документе по результатам документальной ревизии и инструментальных замеров будет определено значение энергосберегающего потенциала, а также представлена программа энергосберегающих мероприятий с их технико-экономическим обоснованием.
Энергосервисная компания может выступить в роли генподрядчика по энергоэффективности, который выполняет весь комплекс работ — начиная от первоначального энергетического обследования предприятии и заканчивая моментом, когда заказчик ощутил экономию.
В Германии, Австрии, Швейцарии, Чехии, Польше, Южной Корее, Таиланде и других странах реализация таких проектов позволяет снизить потребление энергии от 16% до 67%. Средний срок окупаемости таких проектов составляет 4 года. Сроки длительности контрактов, как правило, составляют от 10 до 14 лет. Гарантируемый энергосберегающий эффект — от 16% до 24%. При условии содействия клиента гарантированные сбережения составляют дополнительно от 2 до 9%.
«Чтобы эта схема заработала, необходимо четкое соблюдение всеми сторонами контрактных условий, — поясняет эколог-проектировщик ООО «Центр лабораторных исследований и проектирования „УМЭко“» Вероника Клюковская. — Но, как известно, в нашей стране нет устоявшейся культуры контрактного права, у нас не привыкли четко следовать тому, что написано в договоре». Между тем, в процессе внедрения энергосберегающих технологий и установки соответствующих приборов есть обязательные стадии, которые надо не просто пройти, но и отразить в контракте, во избежание недоразумений и разночтений. Например, фиксация экономического эффекта от мероприятий требует наличия приборов учета, четкого регламента их обслуживания и быстрой их замены в случае поломки.
Владимир Быков указал на проблемы и трудности, которые могут возникнуть на пути применения энергосервисных контрактов: «Во-первых, недостаточность проработки нормативно-законодательной базы, в которой был бы четко декларирован источник оплаты. Пример: выполняется энергосервисный контракт в интересах бюджетной организации, есть реальная экономия, деньги от которой «утекают» в бюджет. А далее возникают трудности, связанные с тем, каким путем оттуда извлечь сэкономленные деньги на оплату энергосервисных услуг. Во-вторых, энергосервисная компания должна решить, каким образом найти средства на закупку и монтаж оборудования — за счет оборотных средств или за счет кредита».
Но проблема заключается в том, что окупаемость энергосервисных контрактов даже в самых благоприятных для бизнеса случаях составляют 3–5 лет и более.
«Чтобы этот механизм заработал, должны быть существенные льготы для энергосервисных компаний — в виде кредитного обеспечения, снижения уровня арендной платы, отсрочки налоговых платежей и т. п., — полагает Владимир Быков. — Иначе получается настоящий конфликт интересов: светодиодное освещение в ЖКХ снижает коммунальные платежи и высвобождает дополнительные энергетические мощности, что выгодно для собственников квартир и энергетиков. Но управляющая компания при этом недополучает прибыль, которая формировалась из количества оказанных услуг, проданной электроэнергии и т. д.».
Кредит доверия
Есть определенные сложности и в финансовой стороне вопроса. Для энергосервисных компаний существуют определенные риски по возврату инвестиций, и одним из требований при заключении такого контракта является предоставление банковской гарантии выполнения обязательств со стороны заказчика. Российские банки считают энергосервисный бизнес крайне рискованным, а потому отказывают мелким и средним компаниям в кредитовании энергосервисных контрактов без 100% покрытия рисков.
Специалисты указывают еще на два сдерживающих фактора развития энергосервисных контрактов в ЖКХ: отсутствие заинтересованности и отсутствие статистики для расчета.
Дело в том что, в ЖКХ можно назвать только две категории потенциальных заказчиков — управляющие компании и ТСЖ. Управляющей компании это направление не интересно, поскольку все деньги, которые будут сэкономлены, она обязана отдать жильцам. Даже если компания убедит жильцов заключить контракт, она все равно сверху ничего не получит. При этом убедить жильцов — задача еще более сложная. Людям очень сложно это объяснить, практически невозможно. Они уже настолько привыкли ко всяким «лохотронам», что сразу возникает мысль: нас, похоже, кто-то опять хочет обмануть.
Вторая проблема — отсутствие статистики. Суть энергосервисного контракта — не просто экономия, а то, что эту экономию можно пощупать руками, увидеть в цифрах, в показаниях приборов учета и т. д.
Другой серьезной проблемой в продвижении энергосервисных контрактов остается принятие тарифных решений. Как показал опыт 2011–2012 годов, тарифные решения, включая долгосрочные, достаточно просто пересматриваются органами регулирования. Это, в свою очередь, напрямую влияет на сроки возврата средств по энергосервисным контрактам. Кроме того, в бюджетной сфере, предприятия которой являются одними из главных возможных заказчиков, существуют дополнительные проблемы, связанные с негибкостью бюджетного законодательства, жестким порядком распределения бюджетных средств и т. д.
Анализ всех этих факторов дает основания утверждать, что энергосервисные контракты, скорее всего, еще достаточно долго будут оставаться привлекательным, но рискованным инструментом привлечения инвестиций в энергоэффективность.