Рег. номер: СРО-Э-022
Балтийские СРО:
Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.
Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.
Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.
Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.
Бакунович Н.Н.
Владимир Серов | первый заместитель директора НП «БалтЭнергоЭффект»
Недавно были введены новые нормативные требования при проектировании зданий. Совершенно очевидно, что проектные организации должны учесть нововведения в нормативной документации и руководствоваться ими при разработке проектных решений, а контрольно-надзорные органы — неукоснительно выполнять свои функции.
Незначительные изменения — значительные последствия
После вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором впервые было сказано об энергетических паспортах, составленных на основании проектной документации, вышло в свет еще несколько подзаконных актов. В частности, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.04.2010 г. № 235 «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» проектным организациям предписывается включить в текстовую часть проектной документации перечень мероприятий по обеспечению энергетической эффективности, обоснование выбора архитектурных, технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, а также перечень требований и сроки, в течение которых здание, строение, сооружение должно соответствовать требованиям по энергоэффективности. В графической части проектной документации должны быть указаны места установки приборов учета.
Постановлением Правительства от 25.01.2011 г. № 18 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» определены не только требования энергетической эффективности, но и сроки пересмотра этих требований. Предписано уменьшение показателей, характеризующих годовой удельный расход энергетических ресурсов, в 2011—2015 годах на 15% по отношению к базовому уровню (то есть на дату вступления закона в силу); в 2016—2010 годах — не менее чем на 30% по отношению к базовому уровню; с 1.01.2020 г. — не менее чем на 40% по отношению к базовому уровню. Необходимо отметить, что Министерство регионального развития Российской Федерации должно было в трехмесячный срок утвердить требования к энергетической эффективности зданий, строений и сооружений.
К сожалению, приказ Минрегиона России не вступил в силу ни в 2011, ни в 2012 году. В настоящее время рассматривается четвертый вариант проекта приказа.
Приказ Минэнерго России от 19.04.2010 г. № 182 (приложение № 24) утвердил форму энергетического паспорта, составленного на основании проектной документации (в 2011 году эта форма была откорректирована приказом № 577 Министерства энергетики Российской Федерации).
Однако в переработке нормативной документации со времени вступления закона в силу наступило некоторое затишье.
С 1 июля 2013 года был актуализирован СНиП «Строительная климатология» (СП 131.13330.2012), в который были внесены незначительные, на первый взгляд, изменения. Некоторые численные показатели по Москве и Санкт-Петербургу приведены в таблице 1.
Анализ измененных данных таблицы 1, на первый взгляд, показывает незначительные изменения показателей. Однако при вычислении такого обобщенного параметра, как ГСОП (градусо-сутки отопительного периода), проектировщики получают существенные расхождения с ранее действующими нормами. Учитывая, что
ГСОП= (tв — tот) × zот ,
где tв — расчетная средняя температура внутреннего воздуха в жилых помещениях здания, равная 20 С, получим следующие различия в результатах (таблица 2).
Эти, казалось бы, малозаметные отклонения на 5—10% величины ГСОП от предыдущих значений напрямую влияют на величину термического сопротивления ограждающих конструкций, а стало быть, на характеристики теплозащиты здания.
Здесь следует оговориться, так как определение термического сопротивления R, (м2∙С/Вт) осуществляется на основании другого нормативного документа, который также был актуализирован, а ранее был известен как СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». Этот нормативный документ также вступил в силу в этом году, и при расчетах теплозащиты стен показатели в новом документе остались прежними (некоторые изменения коснулись окон, балконных дверей, витрин и витражей). Но поскольку величина R зависит от ГСОП, то вполне естественно, что она при проектировании строительных конструкций также меняется. Так, для Москвы и Санкт-Петербурга величина термического сопротивления стен жилых зданий изменилась до значений 3,03 и 2,99 м2∙С/Вт соответственно (ранее для Москвы этот показатель был равен 3,13, для Санкт-Петербурга — 3,08). В упомянутых нормах — переработанном СНиП «Тепловая защита зданий», который именуется как СП 50.13330.2012 — табличные данные по R обозначены как базовые значения требуемого сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций.
Отсюда следуют два вывода. Первый: снижение величины R требует и снижения уровня теплозащиты. С одной стороны, можно утверждать, что проектирование по старым нормам обеспечит запас по теплозащите ограждающих конструкций. Но с другой стороны, даже такие незначительно (на 3—5%) завышенные данные по теплозащите ведут в массовом масштабе к удорожанию строительных конструкций при их возведении.
Второй вывод состоит в том, что в ряде регионов могут быть свои нормативные показатели. Так, несмотря на актуализированные данные СНиП «Строительная климатология», которые свидетельствуют о некотором потеплении в Москве и Санкт-Петербурге, столичные нормы диктуют проектировщикам и застройщикам постепенно переходить на более высокую степень утепления зданий. В Москве показатель теплозащиты R планируется довести до значения
3,5 м2∙С/Вт, что значительно «перекрывает» нормативные требования и, естественно, ведет к увеличению стоимости строительных конструкций по теплозащите.
Обязательства и ответственность
Обращаясь к нормативным данным нового Свода правил «Тепловая защита зданий», следует отметить, что разработчики хотели максимально сохранить структуру и некоторые нормативные значения от предыдущего СНиП. Тем не менее некоторые различия заметны.
Изменена область применения нормативного документа: в рассмотрение включены культовые здания, объекты культурного наследия. Классы энергетической эффективности введены вместо классов энергосбережения и приведены в соответствие с международной классификацией (появились классы А++,А+,В+, С+, С-). Предписывается, что проектирование зданий с классами энергосбережения D и E не допускается. Определены обязательные условия присвоения классов В и А, а именно: устройство индивидуальных тепловых пунктов, устройство датчиков движения в системах освещения, применения устройств компенсации реактивной мощности в двигателях различного оборудования (лифтового, нагнетательного). Контроль соответствия показателей расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию нормативным требованиям возлагается на органы экспертизы, а проверка соответствия характеристик вводимого в эксплуатацию здания нормативным требованиям осуществляется органами Государственного строительного надзора. Данное предписание является тем более важным, что начал действовать институт негосударственной экспертизы. Именно от органов экспертизы и Госстройнадзора зависят качество проектной документации и соответствие проектным разработкам вводимого в эксплуатацию здания.
Выполнение требований по энергосбережению в зданиях должно обеспечиваться не менее 5 лет, а для зданий классов В и А — не менее 10 лет. Нормы предписывают: «Во всех случаях на застройщике лежит обязанность проведения обязательного расчетно-инструментального контроля нормируемых энергетических показателей как при вводе дома в эксплуатацию, так и последующего их подтверждения не реже чем один раз в пять лет».
Но при этом также возникают вопросы. Дело в том, что после вступления ФЗ -261 в силу (конец 2009 года) появились здания, спроектированные и построенные с учетом энергоэффективных требований. В 2014 году они должны пройти проверку на соответствие этим требованиям. Ни в законе, ни в подзаконных актах не прослеживается механизм осуществления этой проверки и контрольно-надзорного органа, который должен отслеживать график проверки и ее результаты. Вызывает сомнение, что застройщик добровольно будет организовывать эту процедуру.
Не рассматривая упомянутый нормативный документ подробно, следует лишь сказать, что в нем приведена форма энергетического паспорта, разработанного на основании проектной документации. Она отличается от формы, которая была в предыдущем СНиПе, но она также и не соответствует форме энергетического паспорта, представленной в Приложении № 24 Приказа Министерства энергетики от 19.04. 2010 г. № 182 (с дополнениями в Приказе Министерства от 08.12.2011 г. № 577). Таким образом, проектировщики опять оказываются на распутье: по какой форме представлять энергетический паспорт в проектной документации.
В Санкт-Петербурге эта дилемма устранена. В 2012 году распоряжением председателя комитета по строительству введен в действие региональный методический документ «Рекомендации по обеспечению энергетической эффективности жилых и общественных зданий», где однозначно указана форма энергетического паспорта, составленного на основании проектной документации в соответствии с приказом Минэнерго России. В других регионах могут возникнуть вопросы в процессе экспертизы проектной документации и раздела «Энергоэффективность здания».
Универсальные документы
Хотелось бы затронуть еще одну сторону в вопросах разработки и введения в действие нормативных документов. Как известно, в рамках деятельности Таможенного союза разрабатываются такие нормативные документы, которые будут универсальными для всех стран-участниц. В сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности были разработаны проекты двух Технических регламентов: «Об информировании потребителя об энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств» и «О требованиях к системам и приборам учета воды, газа и тепловой энергии, электрической энергии». Они разработаны в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года. Проблема заключается в том, что эти регламенты, обязательные к исполнению, ставят дополнительные условия для производителей электроприборов и устройств, а также приборов учета энергоресурсов и воды. Помимо требований к классам точности приборов и максимально допускаемой погрешности выдвинуты условия по интервалам между поверками приборов учета. Интервалы должны быть не менее: для счетчиков воды — 8 лет; для теплосчетчиков — 4 года, для счетчиков электрической энергии — 10 лет. Сегодня в России приборы учета воды и тепла имеют межповерочные сроки в два раза меньшие, а для счетчиков электрической энергии такие сроки каждый завод-изготовитель устанавливает самостоятельно. Логично было бы дать некоторый период (к примеру, один год) на переход к требованиям Таможенных регламентов.
Совершенно очевидно, что проектные организации должны учесть нововведения в нормативной документации и руководствоваться ими при разработке проектных решений, а контрольно-надзорным органам следует неукоснительно выполнять свои функции.
|
Прежняя редакция (1999 г.) |
Новая редакция (2012 г.) |
||||
|
tх |
zот |
tот |
tх |
zот |
tот |
Москва |
-28 |
214 |
-3,1 |
-25 |
205 |
-2,2 |
Санкт-Петербург |
-26 |
220 |
-1,8 |
-24 |
213 |
-1,3 |
Здесь:
tх — температура воздуха наиболее холодных суток, С (с обеспеченностью 0,92); zот — продолжительность отопительного периода для жилых зданий, сут.; tот — средняя суточная температура за отопительный период, С.
Таблица 1. Некоторые параметры наружного воздуха в холодный период года
|
ГСОП, С×сут. по прежней редакции |
ГСОП, С×сут. по новой редакции |
Москва |
4943 |
4551 |
Санкт-Петербург |
4796 |
4537 |
Таблица 2. Данные по величине ГСОП для жилых зданий в Москве и Санкт-Петербурге