Рег. номер: СРО-Э-022
Балтийские СРО:
Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.
Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.
Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.
Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.
Бакунович Н.Н.
В конце декабря 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 399-ФЗ, внесший изменения в закон «Об энергосбережении…». На что профессионалам отрасли стоит обратить особое внимание, рассказывает член Совета НОЭ, директор СРО НП «БалтЭнергоЭффект» Владимир Быков.
- Каковы основные изменения, связанные с новым законом?
- Изменено положение по обязательному энергетическому обследованию организаций с потреблением энергоресурсов на сумму 10 млн рублей за календарный год. Установлены нормативы, в соответствии с которыми такое обследование будет обязательным. Таким образом, должно быть постановление (или распоряжение) правительства, разъясняющее это положение.
Из перечня энергоресурсов исключено моторное топливо, в связи с чем многие дорожно-строительные и транспортные компании «выпадают» из списка организаций, обязанных пройти энергоаудит.
Кроме того, закон указал на необходимость отчета по результатам энергообследования. Помимо энергетического паспорта энергоаудиторы теперь обязаны составлять отчет, который ранее был не обязателен. К слову, в НП «БалтЭнергоЭффект» отчет всегда требовался в соответствии с внутренними документами партнерства, поэтому наши члены изначально готовы к новым условиям работы.
К 1 июля Минэнерго РФ должно сформировать ряд документов, способствующих повышению качества энергетических обследований и паспортов, разработанных на их основании. Кроме того, с 1 октября для СРО в сфере энергоаудита выдвигается новое требование: наличие компенсационного фонда не менее 2 млн рублей.
- Как это отразится на работе СРО?
- Сегодня только 15% СРО соответствуют этому требованию. В нашем партнерстве такая «подушка безопасности» уже есть – размер фонда превышает установленные размеры. Возможно, еще 10% организаций, близких к этому показателю, найдут средства для довложения в компенсационный фонд, но остальные с октября перестанут соответствовать установленным законом требованиям и могут быть лишены статуса СРО. И здесь складывается несколько юридических тонкостей, касающихся того, как быть со всеми фондами «исчезающих» организаций…
- В чем Вы видите основные «плюсы» последних изменений?
- Радует то, что из проекта нового закона исчезли несуразные вещи, требующие дополнительных пояснений. Это касается заложенного в проекте положения, запрещающего энергоаудиторам заниматься иной профессиональной деятельностью. Но может ли кто-то сказать, существует ли такая специальность в сфере высшего профессионального образования, как «энергоаудитор» или «энергоменеджер», чтобы можно было заниматься этой деятельностью профессионально? Вторым нелепым моментом была аттестация энергоаудиторов. Из проекта закона было неясно: кто, где, когда, а главное – за какие деньги будет аттестоваться. Учитывая нелегкое положение многих энергоаудиторских компаний, исключение данного пункта было абсолютно правильным решением.
Бесспорным плюсом стал переход на электронный документооборот, благодаря чему скорость прохождения копий энергопаспортов увеличилась на порядок. За последнее время нам удалось получить положительные решения на большинство из отправленных в министерство паспортов, в том числе и тех, что были направлены в 2010-2012 годах на бумажных носителях.
Хочу отметить, что мы неоднократно выходили с предложением о передаче нацобъединению СРО в области энергоаудита (НОЭ) роли оператора федерального реестра энергопаспортов и СРО, оставив за Минэнерго России только надзорные функции. Однако в новом законе это не было предусмотрено. Нужно усилить работу по этим вопросам.
- Какие еще проблемные вопросы необходимо решать?
- Сроки обязательного энергетического обследования истекли в 2012 году, а организаций, обязанных его пройти, – около полумиллиона. В новом законе нет четкой терминологии добровольного обследования, исключающей двоякого толкования, поэтому проведение обследований не является осознанной необходимостью для управляющих компаний и ТСЖ многоквартирных домов.
Следующий момент – в связи с упразднением энергопаспорта, разработанного на основании проектной документации, который был ранее обязательным атрибутом проекта, сохраняется лишь раздел «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов». Здесь сошлись нерешенные проблемы – различающиеся требования к упомянутому паспорту по приказу № 182 Минэнерго РФ и по СНиПу 23-02-2003 (актуализированная версия в виде СП 50-13330.2012 «тепловая защита зданий»). Формы и параметры паспорта в этих документах были заданы в разном формате. Причем, приказ Минрегиона РФ «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений» так и не получил юридической силы. Возникло множество проблем у проектных организаций, так как не были установлены нормируемые показатели энергоэффективности зданий. Из-за разночтения в документах экспертиза проектной документации также проходила по непредсказуемому сценарию.
К сожалению, в законе не дан старт широкому внедрению энергосервисных контрактов, что очень важно для повышения энергоэффективности регионов России. Сегодня энергосервисных компаний, по сути дела, нет, а если и есть, то они не ведут в полном объеме ту деятельность, для которой были предназначены.