Рег. номер: СРО-Э-022
Балтийские СРО:
Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.
Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.
Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.
Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.
Бакунович Н.Н.
С 2015 года все бюджетные учреждения будут получать сокращение финансирования на коммунальные услуги на 3% в год. Такие поправки в закон «Об энергосбережении, о повышении энергетической эффективности» подготовило Минэкономразвития. Как сообщили «Известия» со ссылкой на источник в ведомстве, начиная с 2015 года в течение пяти лет государственные и муниципальные учреждения должны будут снизить свое энергопотребление на 15% от уровня 2014 года (на 3% ежегодно). Использовать воды они должны будут на 5% в год меньше, чем сейчас (на 1% ежегодно). Именно для достижения этих показателей и будут сокращаться коммунальные бюджеты школ, больниц и других зданий, в которых располагаются бюджетные учреждения. Экспертам такие методы кажутся сомнительными, поскольку энергосбережение требует комплекса мер, которые пока малодоступны госучреждениям.
«Еще с 2009 года в законе об энергоэффективности были заложены эти требования к бюджетным учреждениям, но достигнуты они не были, - пояснил «Эксперт Online» Вадим Банников, руководитель НП СРО «Гильдия энергоаудиторов». – Оснащение всех бюджетных учреждений приборами учета по газу и теплу не произведено. В таком случае невозможно подсчитать и снижение расходов энергии. Без энергоменеджмента даже нет смысла менять оборудование. Например, в школе поставят энергоэффективные лампы. Но тут же на сэкономленные средства купят телевизоры – в итоге экономии нет. Или поставят пластиковые окна, а батареи жарят по-прежнему, в итоге открывают окна – опять нет эффекта. Есть и другая проблема: под закон об энергосбережении не подвели нормативную базу. Многие учреждения платят по нормативам, разработанным в 60-х годах прошлого века. А если им поставить счетчики, то платить уже должны по тарифу, в итоге расходы увеличиваются в несколько раз. Так что одними поправками в закон проблему не решить, к ней надо подходить комплексно, начиная с разработки нормативной базы, завершая капитальным ремонтом всех зданий, где располагаются бюджетные учреждения. Большинство их в удручающем состоянии, там надо менять всю систему отопления и освещения».
Закон «Об энергосбережении, о повышении энергетической эффективности» был принят в 2009 году. Уже тогда было заложено требование о сокращении на 15% энергопотребление в регионах по всем видам топлива. Госпрограмма «Энергосбережение и повышение энергоэффективности до 2020 года» и вовсе предполагает снижение энергоемкости ВВП к 2020 году на 40% по сравнению с 2007 годом. Но уже в прошлом году министр энергетики Александр Новак признал, что при сохранении нынешней ситуации в экономике к 2020 году энергоемкость ВВП может быть снижена только на 22%.
«Если к 2020 году рост будет инерционным, то есть с опережением роста ВВП над темпами роста энергопотребления, мы достигнем к 2020 году снижения энергопотребления к сегодняшнему уровню энергоемкости на 22%, – заявил Александр Новак на II Международном форуме по энергоэффективности. – Задача, которая, как вы знаете, поставлена указом президента, к 2020 году снизить на 40% энергоемкость. Эта разница в 18 процентных пунктов. Разрыв в целевых показателях значит, что инерционный способ не даст нам возможности его достигнуть». По словам Новака, хуже всего дело с энергоэффективностью обстоит в промышленности и особенно в ЖКХ.
Согласно программе повышения энергоэффективности, 93% средств на эти мероприятия должны быть привлечены за счет частных инвесторов. Но именно с привлечением частных компаний к энергоменджменту в бюджетных учреждениях возникают большие проблемы.
«Достичь экономии в 15% за пять лет вполне реально, и технологии в России такие уже есть, - сообщил «Эксперт Online» президент Ассоциации энергосервисных предприятий Ремир Мукумов. – Это система энергоменеджмента. Автоматика регулирует сама освещение и отопление. Например, ночью свет горит не на полную мощность, а приглушается. Так же отопление в выходные дни и ночью снижается до 15 градусов. Но проблема в том, как выстроить отношения частным компаниям с бюджетными учреждениями. Энергосервисные контракты бывают трех типов. Первый вариант – когда инвестор вкладывает свои средства, а ему платят из сэкономленных средств. В России это почти не работает из-за проблем с бюджетным планированием. Второй вариант – когда бюджетное учреждение само берет кредит и платит инвестору, а возвращает субсидию из сэкономленных средств. И третий, когда компания берет полностью в управление энергосистему учреждения и сама контролирует расход энергии. Но у нас, приняв в законе об энергоэффективности все три варианта энергосервисных контрактов, почему-то вычеркнули два последних из постановления правительства. Минэкономразвития и Минэнерго знают прекрасно об этой проблеме. И первым делом лучше внести изменения в это постановление».
Речь идет о постановлении правительства от 2010 года № 636 «О требованиях к условиям энергосервисных контрактов и об особенностях определения начальной максимальной цены на энергосервис».
Александр Толстых, член президиума Ассоциации молодых предпринимателей Росси, совладелец инжинирингового холдинга "КИТ" считает, что России может помочь европейский опыт.
«России в этом вопросе необходимо обратиться к опыту европейских стран, и, в первую очередь, стран Бенилюкса, где вопросы энергоэффективности и водопотребления стоят очень остро, - говорит Александр Толстых. - Речь идет о долгосрочных контрактах, в результате которых инвестиции в инженерные решения должны окупиться и принести инвесторам определенную прибыль. Для объективной оценки эффективности предлагаемых мер было бы правильно ознакомиться с техническими характеристиками инженерных решений, которые будут внедрять частные инвесторы. Важно понимать, что инженерные решения будут эффективны и конкурентноспособны, если сравнивать их с решениями принимаемыми в Европе. Самое главное, чтобы на волне этого важного и благого начинания в социальных учреждениях не появились неэффективные подрядчики с неэффективным оборудованием».
Впрочем, именно по долгосрочным контрактам частным компаниям трудно работать с бюджетными учреждениями.
«Контракты заключают на год, поскольку на год госучреждениям утверждают бюджеты, - говорит Вадим Банников. – А цикл возврата средств при установке энергоэффективного оборудования – пять-семь лет. Вот предприниматели и не уверены, что им им вернут вложенные средства».
Впрочем, генеральный директор Института управления ЖКХ и гендиректор ЗАО «АКЦ Жилкомаудит» Ирина Маликова считает, что установление целевых показателей на уровне закона как раз и будет гарантировать возвратность средств частных инвесторов.
«Поправки как раз помогут бюджетным учреждениям активнее проводить мероприятия по энергосбережению и заключать контракты с энергосервисными компаниями, - говорит Ирина Маликова. – сейчас у них не предусмотрены на это деньги. А если целевые показатели будут прописаны в федеральном законе, то и будут основания закладывать средства на эти цели в бюджет. А уже муниципальные или государственные казначейства не смогут урезать эти средства, как это часто сейчас происходит».