Рег. номер: СРО-Э-022
Балтийские СРО:
Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.
Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.
Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.
Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.
Бакунович Н.Н.
21 августа 2014 года в Москве состоялось первое заседание межведомственной рабочей группы по вопросам определения соответствия зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов при вводе их в эксплуатацию и в процессе эксплуатации.
Открыл заседание руководитель рабочей группы Вице-президент НОЭ Питерский Л.Ю., который отметил, что рабочая группа является площадкой, где власть, бизнес, общественные организации, научное сообщество и потребители совместно вырабатывают пути реализации требований законодательства по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, что является важным элементом формирования гражданского общества. Он определил главную цель, стоящую перед участниками рабочей группы – формирование единого подхода к определению соответствия зданий, строений, сооружений требованиям энергоэффективности, а также к определению класса энергоэффективности многоквартирных домов при вводе их в эксплуатацию и в процессе эксплуатации. Питерский Л.Ю. подчеркнул, что работа должна быть проведена в сжатые сроки, ее результаты должны удовлетворять требованиям всех заинтересованных сторон, чтобы не было препятствий для закрепления полученных результатов на законодательном уровне.
Участники совещания проанализировали практику составления и применения энергетических паспортов, разработанных Министерством энергетики РФ, Государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию ЖКХ, приведенного в СНиП 23-02-2003, и отметили, что в каждой форме энергетического паспорта есть свои положительные стороны и определенные недостатки. Рабочая группа пришла к выводу о необходимости разработки унифицированной формы энергетического паспорта, которая позволила бы достоверно, информативно и кратко определять степень соответствия зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, а также находящихся в процессе эксплуатации, требованиям энергетической эффективности. Данный энергопаспорт должен также дать возможность государственным органам достоверно и однозначно присваивать класс энергетической эффективности многоквартирным домам и в дальнейшем осуществлять проверку на соответствие их присвоенному классу. В паспорте должны присутствовать как базовые, нормативные значения показателей энергетической эффективности, так и фактические значения таких показателей, определенные в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний.
Поскольку в состав рабочей группы входят представители различных ведомств, было предложено каждому члену рабочей группы к очередному заседанию подготовить предложения к техническому заданию по разработке унифицированного энергетического паспорта, определить основные критерии, которые должны быть отражены в энергопаспорте, с учетом интересов этих ведомств.
Участники совещания сошлись во мнении, что процедура проведения инструментального определения энергопотребления и фактических значений показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объектов капитального строительства, относится к энергетическому обследованию, которое вправе проводить только члены саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, они же должны составлять энергетический паспорт по результатом проведенных обследований.
Присутствующий на заседании представитель Мосгосстройнадзора Уткин Е.В. подчеркнул, что необходимо в дальнейшем унифицировать не только форму энергетического паспорта, но и методики, используемые в процессе проведения натурных испытаний при определения соответствия объектов капитального строительства требованиям энергетической эффективности и при определении класса энергоэффективности многоквартирных домов: в частности, подчеркнул он, должны быть утверждены единые требования к проведению тепловизионного контроля качества тепловой защиты здания. Эти требования необходимо закрепить как в нормативных документах, так и в стандартах и правилах саморегулируемых организаций, которые будут проводить энергетические обследований зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов при вводе их в эксплуатацию и в процессе эксплуатации.
Следующий вопрос, который обсуждался на рабочей группе -определение базовых значений показателей удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, относительного которых будет определяться класс его энергетической эффективности. В частности, присутствующий на заседании член рабочей группы Хабелашвили Ш.Г. (Председатель Комитета Российского союза строителей по инновационным энергоэффективным строительным материалам) предложил, как вариант, использовать нормируемые значения показателей, приведенные в СНиП 23-02-2003, скорректированные с учетом Постановления Правительства РФ №18 от 25 января 2011 года, согласно пункта 15 которого: «После установления базового уровня требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений требования энергетической эффективности должны предусматривать уменьшение показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, не реже 1 раза в 5 лет: с января 2011 г. (на период 2011 - 2015 годов) - не менее чем на 15 процентов по отношению к базовому уровню, с 1 января 2016 г. (на период 2016 - 2020 годов) - не менее чем на 30 процентов по отношению к базовому уровню и с 1 января 2020 г. - не менее чем на 40 процентов по отношению к базовому уровню». Горохов А.Ю. (Исполнительный директор Ассоциации «НАППАН») предложил учесть при разработке базовых показателей статистические данные Центра по эффективному использованию энергии и Аналитического центра при Правительстве РФ, пригласить их представителей в рабочую группу.
После продолжительной дискуссии, члены рабочей группы определили ответственными за разработку методики определения базовых показателей Васильева Г.П. (Заместителя директора ГУП «НИИМосстрой» по научной работе) и Горшкова А.С. (Директора научно-учебного центра «Мониторинг и реабилитация природных систем» ФГАОУ ВО СПбГПУ).
Далее участники совещания обсудили готовящиеся изменения в распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 года N 1047-р «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В настоящее время единственной актуализированной редакцией СНиП 23-02-2003 является СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий». Существует вероятность, что именно этот документ может войти в новый перечень национальных стандартов и сводов правил, обязательных к применению. Члены рабочей группы высказали свое неоднозначное отношение к СП 50.13330.2012. В связи с этим члену рабочей группы Горохову А.Ю. было поручено к следующему заседанию подготовить обоснованное заключение по данному документу для обсуждения на рабочей группе.
На этом заседание завершило свою работу. Следующее заседание межведомственной рабочей группы запланировано на вторую половину сентября 2014 года.