Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

Антон Мороз о компетенции Национальных объединений СРО: «Существующих полномочий вполне достаточно»

В преддверии Нового года вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, член Совета НОСТРОЙНОПРИЗНОЭ, член Совета СРО «Балтийский строительный комплекс» Антон Михайлович Мороз рассказал в интервью нашему порталу об актуальных проблемах, связанных с институтом саморегулирования.

1. С какими трудностями сталкиваются Национальные объединения в своей работе с государственными структурами и саморегулируемыми организациями?

При работе с саморегулируемыми организациями существует большое количество недочётов, связанных с практикой применения федерального закона №372-ФЗ. Законодательные противоречия позволяют саморегулируемым организациям вести себя достаточно свободно. Эта ситуация приводит к тому, что Ростехнадзор как государственный орган исполнительной власти и Национальное объединение строителей проигрывают суды по элементарной причине – юристы используют в своих целях недоработки существующего законодательства.

2. Полномочия Национальных объединений регламентированы законодательством. Какие дополнительные функции могли бы выполнять Нацобъединения для развития института СРО? К примеру, на заседании Совета Торгово-промышленной палаты РФ по СРО, прошедшем в ноябре текущего года, бурную дискуссию вызвала тема рейтингования строительных организаций. Некоторые эксперты полагают, что у Нацобъединений достаточно ресурсов для формирования таких рейтингов. Как вы думаете, формирование рейтингов своих членов является актуальной для НОСТРОЙ, НОПРИЗ и НОЭ задачей?

На мой взгляд, существующих полномочий вполне достаточно. Иначе это приведёт к чрезмерному администрированию системы саморегулирования и строительной отрасли в целом.

Единственное, что я бы немного расширил – это полномочия по ведению Национального реестра специалистов, включая дополнительные возможности по исключению из реестра.

К рейтингам я отношусь резко отрицательно, поскольку не уверен в их полной прозрачности и объективности. А наличие собственных рейтинговых агентств в НОСТРОЙ и НОПРИЗ, возможно, вызовет перегибы в определении достаточности требований к компаниям.

3. Как НОСТРОЙ поступит с теми СРО, которые разместили свои компенсационные фонды в уполномоченных кредитных организациях, в отношении которых Центральный Банк осуществляет меры по предупреждению банкротства (Банк «ФК Открытие», ПАО «БИНБАНК», ПАО «Промсвязьбанк», «Азиатско-Тихоокеанский Банк»), в случае отзыва у них лицензии?

НОСТРОЙ может действовать только в рамках законодательства. ПАО «Промсвязьбанк», ПАО «БИНБАНК», банк «ФК Открытие» находятся в системе государственного управления и санации, в них сейчас размещен значительный объем средств государственных структур. По большей части, сегодня это банки с государственным участием.

Соответственно, в рамках законодательства, до момента признания банкротства и отзыва лицензии, банки несут обязательства перед владельцами имеющихся активов, в том числе, перед государством – основным обладателем этих активов. Есть большая вероятность государственной поддержки этих банков в дальнейшем, поэтому говорить об отзыве лицензий у этих банков, как мне кажется, преждевременно.

Надо отметить, что до сих пор действующее законодательство полностью не наделило правами и обязанностями НОСТРОЙ и СРО в отношении друг друга в случае утраты средств компенсационных фондов. Поэтому существуют спорные моменты, связанные с достаточностью или недостаточностью средств для их распределения на действующих членов, а также утратой средств.

Вхождение в процесс банкротства – это взаимодействие государства в лице Ростехнадзора и Минстроя России совместно с НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Сейчас это одна из наименее волнующих НОСТРОЙ проблем, как мне кажется, так как вероятность полной потери средств в указанных банках крайне мала.

4. Какие прогнозы вы можете дать о возможном принятии законопроекта, позволяющего использовать средства компенсационных фондов СРО для решения проблем обманутых дольщиков? Сопоставимы ли, на ваш взгляд, цели создания компенсационного фонда СРО с обязательствами, которые несут застройщики перед обманутыми гражданами? 

Мои прогнозы очень просты. Министр строительства и ЖКХ РФ В.В. Якушев на совещании Совета Национального объединения изыскателей и проектировщиков, состоявшемся после VI Всероссийского Съезда НОПРИЗ, совместно с директором правового департамента Минстроя России О.В. Сперанским отметил, что Правительство подготовило отрицательное заключение по данному законопроекту.

На мой взгляд, этот законопроект является абсолютно популистским, внесённым в рамках предвыборных действий депутатами Госдумы от коммунистической партии РФ, которые, к сожалению, далеки от системы саморегулирования, от защиты прав дольщиков. Это был только повод для того, чтобы дать надежду гражданам, которые попали в тяжёлую жизненную ситуацию, получить с этого дивиденды. Принятие данного закона невозможно.

Цели создания компенсационного фонда саморегулируемых организаций не соответствуют обязательствам застройщиков. За те средства, которые граждане вносят в рамках долевого строительства, отвечает Фонд защиты прав дольщиков. Тем более, сейчас мы переходим на проектное финансирование, вводим эскроу-счета, что должно защитить новых дольщиков. А компенсационный фонд СРО – это защита работ, которые осуществляют строительные компании, генподрядчики с точки зрения безопасности, договорных обязательств.

Сегодня в России из 4,5 тысяч застройщиков в саморегулируемых организациях состоит приблизительно тысяча. Если теоретически предположить введение предложенного компенсационного фонда, то всем компаниям на основании определённого дополнительного взноса необходимо входить в СРО. Это абсолютно не естественно и не нужно в связи с тем, что они уже платят установленный процент от своих договоров долевого участия в фонд защиты прав дольщиков, который эффективно работает.

5. Национальные объединения активно работают над вопросом уменьшения минимальных требований к наличию специалистов из НРС в штате членов СРО.Ранее в НОСТРОЙ провели анализ данных из различных источников (Единый реестр членов СРО, Информационная база ФНС по численности и доходам юридических лиц, Единая информационная система в сфере закупок). По итогам проделанной работы в Нацобъединении пришли к выводу, что сокращение требований о наличии в штате компании специалистов из НРС нецелесообразно. Планируют ли в НОСТРОЙ возвращаться к этой проблеме?

Здесь существуют две разные позиции. У НОПРИЗ действительно есть предпосылки к сокращению требований к специалистам НРС. Позиция президента и Совета НОСТРОЙ противоположна.

Кроме того, НОСТРОЙ провел оценку совмещения реестров СРО и Национального реестра специалистов, в результате которой оказалось, что более 15 тысяч компаний не платят налоги по направлению деятельности строительства, не имеют контрактов в области строительства, не зарегистрировали специалистов в НРС. И это не позволяет им работать и подавать документы в органы государственной экспертизы. То есть большое количество компаний до сих пор не обладают необходимой квалификацией для осуществления строительной деятельности. При этом ежемесячно продолжается подача документов в НРС. Как только Минстрой России обеспечит расширение списка по заявленным дополнительным специализациям, мы получим ещё большее количество новых специалистов, включённых в НРС. На мой взгляд, это позволит приблизиться к значению в 100%, из расчёта два специалиста в НРС на одну компанию.

Эти вопросы и проблемы обсуждаются на каждой Окружной конференции НОСТРОЙ. Половина представителей саморегулируемых организаций предлагают изменить требования к специалистам. Президент, дирекция, Совет НОСТРОЙ эту позицию на нынешний момент не поддерживают. Но при этом перечень специалистов может расширяться за счёт увеличения специализаций.

В целом, я считаю, что какие-то смягчения возможны. Но для этого должны быть объективные причины. Например, в некоторых регионах не хватает профильных специалистов с высшим строительным образованием и необходимым стажем, в соответствии с приказом Минстроя России. Включение в перечень специальностей и направлений подготовки в области строительства не только высших учебных заведений, но и колледжей, техникумов, с сохранением требования к стажу работы, позволило бы решить проблему дефицита специалистов.

Напомним, что больше года назад мы беседовали с Антоном Михайловичем о результатах переходного периода большой реформы в строительном саморегулировании.

http://www.all-sro.ru/interview/anton-moroz-o-kompetentsii-natsionalnih-obedinenii