Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

Антон Мороз: «Открываются новые возможности, позволяющие привести строительную отрасль к огромному прорыву»

Ветер перемен в очередной раз коснулся российского строительного комплекса. Переход на проектное финансирование, создание комфортной городской среды, новые принципы территориального планирования, а теперь и смена президента НОСТРОЙ… О том, что ждать в стройотрасли в будущем мы обсудили с членом Совета НОСТРОЙ НОПРИЗ, НОЭ, вице-президентом СПб ТПП Антоном Морозом.

- Какие шаги необходимо предпринять для того, чтобы исполнить «майские указы», послание Президента Федеральному Собранию РФ, которые связаны с тем, чтобы обеспечить в нашей стране исполнение национальных проектов, которые были начаты Президентом и поддержаны Правительством?

- Сейчас Правительством России  активно формируется пакет нормативных документов, который должен привести к реализации данных Указов и Нацпроектов. Собственно говоря, поддержка строительной отрасли заложена именно в этих серьезных инициативах и в самих Национальных проектах.

В первую очередь, ожидаемое увеличение почти в два раза количества строительства жилья автоматически должно стимулировать не только строительную отрасль к развитию, но и экономику в целом. На этом фоне возрастет нагрузка на действующие предприятия и будет дан импульс к созданию новых, появятся дополнительные рабочие места, будут переосмыслены принципы территориального планирования, произойдет перестройка индустрии промышленности и строительных материалов, изменена система финансирования жилищного строительства. Мы, наконец-то, перестанем воспринимать жилищное строительство только как индустриальное. Это совершенно другой взгляд на строительную отрасль, ведь часто говоря о строительстве жилья и транспортных узлов, мы забываем о промышленном и технологическом строительстве, что совершенно  недопустимо.

В рамках исполнения указов Президента нам придется создать новую систему развития строительной отрасли. Поэтому один из основополагающих документов, который сейчас должен быть разработан, принят и утвержден Правительством - это Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года. Этот документ должен прописать основные векторы развития по всем направлениям отрасли, начиная от модернизации технической базы и технического регулирования, до образовательных процессов ИТР, рабочих и руководящих кадров, которые будут в состоянии решать необходимые задачи. Кстати, Национальные объединения будут принимать самое активное участие в разработке этих документов.

Изменившееся законодательство о долевом строительстве должно внести свои коррективы. С одной стороны оно защищает права дольщиков, это бесспорно, в будущем. К сожалению, сейчас проблемы дольщиков решаются в основном в режиме ручного управления, надеюсь, что до 2022 года понятие «обманутые дольщики» если не исчезнет, то будет стремиться к окончательному исчезновению. При этом, решая эту задачу, нам необходимо учитывать риски для малого и среднего бизнеса, который за пределами крупных агломераций, осуществляет строительство различного уровня, начиная от индивидуального жилого строительства и малоэтажного строительства, заканчивая строительством арендного жилья и жилья социального найма. С учетом необходимости выполнения посланий Президента по территориальному развитию, дезурбанизации и равномерному расселению территорий, это сделать необходимо.

Необходимо обеспечить правовое регулирование сегмента апартаментов, понять каким образом их классифицировать и учитывать статистически, придать им  статус, сделав не только пригодными для проживания, но и оснащенными социальной инфраструктурой.

Открываются новые возможности, позволяющие привести строительную отрасль к огромному прорыву, который мы ждем очень давно.

- Все чаще звучат инициативы использования компенсационных фондов не по назначению. Стоит ли, на Ваш взгляд, расширить основания использования данных средств?

- Нет, я считаю, что это категорически неправильно. Существуют четкие основания для использования этих фондов. Любые попытки направить денежные средства КФ в другое русло противоречат здравому смыслу и действующему законодательству, самой сути средств компенсационных фондов и системы саморегулирования. Это все популистские нормы, которые не могут быть реализованы в жизнь. Об этом высказалось и Министерство строительства и ЖКХ РФ, высказывались и Национальные объединения, профессионалы рынка, даже Министерство экономического развития РФ.

- В каком направлении, по вашему мнению, должно двигаться Национальное объединение строителей? В связи с этим, какие задачи стоят перед НОСТРОЙ? Какова главная задача НОСТРОЙ на современном этапе развития системы саморегулирования в строительстве?

- Огромный плюс, что НОСТРОЙ уделяет внимание не только развитию системы саморегулирования, но и ведет деятельность, направленную на поддержку и развитие строительной отрасли. Это, безусловно, заслуга действующего президента НОСТРОЙ Андрея Молчанова. НОСТРОЙ объединяет в своем составе через саморегулируемые организации практически весь строительный комплекс страны. Поэтому понятно, что Национальное объединение строителей, как одно из крупнейших общественных объединений в сфере строительства, не может остаться в стороне от проблем строительного комплекса РФ. Это неоднократно подчеркивали представители Минстроя и Министр строительства Владимир Владимирович Якушев  и курирующий вице-премьер Виталий Леонтьевич Мутко.

На НОСТРОЙ возлагают достаточно большие надежды как на профессиональных экспертов по различным направлениям развития отрасли. Представители Нацобъединения совместно с институтами Правительства готовят Стратегию развития отрасли,  работают над изменениями отраслевого законодательства, начиная от 214-ФЗ, 44-ФЗ и заканчивая Градостроительным кодексом РФ, системой территориального планирования, то есть над основными нормативными актами в сфере строительства. Однозначно, НОСТРОЙ с его Экспертным Советом по вопросам совершенствования законодательства, правовым департаментом должны продолжить данную работу.

На НОСТРОЙ возложена функция ведения Национального реестра специалистов. В настоящее время идет процедура «очищения» реестра. Надеюсь, что мы совместно с Министерством строительства и ЖКХ РФ сможем еще расширить перечень специальностей. Этот ресурс позволит понять, в каких  строительных специальностях наблюдается недостаток, тем самым мы создадим систему заказа специалистов в отрасли для учебных заведений. Общаясь на Профессорском форуме с ректорами крупнейших вузов, понял, насколько велика потребность образовательных учреждений в данной информации. Тем самым мы решим задачу недостатка в тех или иных специалистах.

 Безусловно, Нацобъединение должно продолжить работу по популяризации строительной отрасли, стимулировать развитие рабочих специализаций, путем проведения различных конкурсов профессионального мастерства.

Естественно, отдельная задача это саморегулирование, которое входит в прямые обязанности в деятельности Нацобъединениея. Здесь необходимо выработать окончательный, единый подход с Ростехнадзором и Министерством строительства и ЖКХ РФ, в вопросах, связанных с историческим максимумом компенсационных фондов или его отсутствием, решить вопрос об однозначном законодательном толковании данного понятия крайне необходимо. Это позволит и Ростехнадзору России и самим саморегулируемым организациям прекратить бесконечные судебные тяжбы друг с другом и заниматься решением задач, возложенных на Службу и на систему саморегулирования государством. Так же немаловажная задача – упростить и методологически полностью обеспечить  по всем направлениям работу саморегулируемых организаций, чтобы они в своих регионах смогли уделять еще больше времени в части помощи своим членам в осуществлении ими непосредственной строительной деятельности.     

- На предыдущем Совете НОСТРОЙ действующий Президент объявил о сложении с себя полномочий и фактически дал старт предвыборной кампании? Вы как руководитель одной из крупнейших СРО в СЗФО поддержали Антона Глушкова. Скажите почему?

- Все очень просто. Я прекрасно услышал слова Андрея Юрьевича Молчанова, который заявил о преемственности в НОСТРОЙ. Мне очень импонируют его слова. Антон Николаевич в Совете НОСТРОЙ с первого дня его создания. Он – молодой и амбициозный руководитель, обладает не только юридическими знаниями, не раз доказав свою правовую грамотность в качестве председателя Экспертного совета НОСТРОЙ, но и является руководителем одной из крупнейших строительных организаций Сибири. Соответственно, Антон Николаевич понимает, что такое жилищное строительство, какие проблемы возникают при работе на строительных площадках не только у заказчиков и застройщиков, но и у инвесторов, подрядных и субподрядных организаций. На мой взгляд, большим плюсом является то, что он сам относится к региональным структурам. Поскольку из наших столиц не всегда видны реально существующие проблемы в регионах.

Выдвижение Антона Глушкова поддерживается в Правительстве РФ, в Министерстве строительства и ЖКХ РФ, в Российском союзе строителей, Ассоциации строителей. Это говорит о том, что основные крупнейшие государственные и общественные институты развития строительной отрасли готовы с ним работать. Хорошо, что Андрей Юрьевич делает ставку на поколение молодых управленцев. Еще одним несомненным плюсом является то, что Антон Глушков возглавляет саморегулируемую организацию, он давно с нами работает, общается в единой системе, его, при всем уважении к предыдущим нашим руководителям, не отправили с высокого кабинета. Антон Николаевич вырос среди нас и умеет находить контакт с представителями органов государственной власти и профессионального сообщества, и, я уверен, что будет находить взаимопонимание в дальнейшем.