Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

Александр Журавлев: энергосбережение без энергетического обследования невозможно

Энергосбережение без энергетического обследования невозможно

Газета "Энергетика и промышленность России"
20.03.2020 04:48:00
  Александр Журавлёв

В настоящее время многие страны ведут активную кампанию за снижение потребления энергетических ресурсов, уменьшение выбросов СО2, улучшение экологического климата.

В 2008 году был издан указ Президента РФ Д. А. Медведева, в котором было определено снижение энергоемкости ВВП российской экономики к 2020 году на 40% по отношению к базовому уровню 2007 года.

После указа был принят Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривал проведение обязательного энергетического обследования органами государственной власти, госучреждениями, организациями с регулируемыми видами деятельности.

Для реализации этого проекта законом было предусмотрено создание саморегулируемых организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в сферу деятельности которых вошли: проведение энергетических обследований на объектах, выявление потенциала по повышению энергоэффективности, разработка мероприятий по энергосбережению, оформление энергетического паспорта и отчета по результатам обследования.

Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2446-р была утверждена Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности до 2020 года», которая устанавливала исполнителей программы, этапы и сроки ее реализации: I этап – 2011-2015 годы; II этап – 2016-2020 годы.

Однако выполнение программы в полном объеме изначально вызывало сомнения, так как финансирование до 2020 года предусматривалось таким образом: средства федерального бюджета – 70 млрд рублей, средства субъектов РФ – 625 млрд рублей, внебюджетные источники – 8837 млрд рублей. (рис. 1).



Анализ диаграммы (рис.1) наглядно показывает, что основной вклад в ее выполнение должны были осуществить внебюджетные источники. Но механизм их привлечения (налоговые льготы, льготные кредиты и т.п.) предусмотрен не был.

Напрашивается вопрос: а было ли что-то сделано по снижению затрат на единицу ВВП в эти периоды?

Если проанализировать периоды, в течение которых действовал закон 261-ФЗ, то картина получится явно не в пользу реального энергосбережения.

В 2012 году снижение энергоемкости ВВП составило 5,2% по отношению к базовому 2007 году (вместо запланированных 12,8%), но в дальнейшем оно стало еще меньше, едва достигнув 9%, а в 2016 году и позднее стало вообще нулевым (рис. 2).

Чем это можно объяснить?

Снижение энергоемкости ВВП на первом этапе обусловлено наличием двух факторов: введением обязательного энергетического обследования для большинства юридических лиц и наличием явно выраженного потенциала по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, что позволило снизить потребление энергоресурсов.



Из анализа рис. 2 следует, что первые периоды борьбы за энергосбережение были не настолько успешны, как предписывалось, но все-таки решали общую задачу.

В программах по энергосбережению энергоаудиторскими компаниями предлагались организационные, мало затратные и крупно затратные мероприятия – в зависимости от финансовых возможностей обследуемых организаций. Сформированные энергетические паспорта объектов и отчеты по результатам энергетического обследования направлялись в саморегулируемую организацию, членом которой являлась энергоаудиторская компания. Эти документы проверялись, проходили экспертизу, и в случае положительного результата их копии направлялись в Минэнерго России, где также подвергались экспертизе. Такой контроль позволял снизить процент брака в работе энергоаудиторов.

С 2014 года в значительной степени изменились правила проведения энергетического обследования: Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 399 и Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2014 года № 818 предусматривалось обязательное энергетическое обследование крупных энергопотребителей (потребление энергоресурсов без моторного топлива не менее 50 млн рублей за календарный год). Эта поправка к закону чем-то напомнила требования первого Федерального закона «Об энергосбережении» от 03.04.1996 г. № 28-ФЗ, в котором было указано, что энергетическому обследованию должны подвергаться объекты, потребляющие за год нее менее 6 тысяч тонн условного топлива или 1 тысячи тонн моторного топлива. Поправкой к закону и постановлением планировалось снизить затраты бюджетов всех уровней минимум на 5 млрд рублей.

Таким образом, большинство юридических лиц, прописанных в первой редакции 261-ФЗ, просто «выпали из обоймы». Крупные потребители энергоресурсов не изъявили желания пройти корректное энергетическое обследование в полном объеме (проще было заплатить штраф от 15 до 50 тысяч рублей).

Вот почему с этого периода снижения энергоемкости ВВП практически не наблюдалось. В опубликованном Минэкономразвития России Государственном докладе от 26.12.2019 г., указывается, что средние темпы снижения энергоемкости ВВП за период с момента вступления в силу закона 261-ФЗ составили 1,1% в год, а запланированный ранее уровень снижения может быть достигнут к 2043 году, и это при том, что в последние годы снижения энергоемкости ВВП не наблюдается.

В свое время большие надежды возлагались на энергосервисные контракты, но нужно говорить прямо: до начала проектных разработок и реализации самого контракта также необходимо провести энергетическое обследование, поскольку энергосервис не должен затрагивать отдельную систему на объекте, проблема энергосбережения должна рассматриваться комплексно с учетом взаимовлияния всех факторов и систем.

Федеральный закон от 19.07.2018 г. № 221-ФЗ окончательно ликвидировал обязательное энергетическое обследование, оставив для энергопотребителей понятие «добровольного» и включив для государственных и муниципальных учреждений требование по предоставлению энергетической декларации.

По своей сути форма энергетической декларация близка к форме энергетического паспорта, но заполнять ее следует специалисту-энергетику. В противном случае можно получить некорректный и никому не нужный документ. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 г. № 1289 предусмотрено, что Минэкономразвития России до 31 марта 2020 года разработает Методические рекомендации по определению потенциала снижения государственными и муниципальными учреждениями суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды, а до 1 июля 2020 года главные распорядители бюджетных средств должны установить целевой уровень снижения потребления энергоресурсов и воды. И если ранее, согласно 261-ФЗ, госучреждения должны были экономить ежегодно 3% энергоресурсов и воды, то теперь показатель будет устанавливаться на 3 года с предоставлением данных в государственную информационную систему, находящуюся в ведении Минэкономразвития России.

Реальны ли эти нововведения? На мой взгляд, специалистам придется столкнуться с огромными трудностями при расшифровке данных в энергетических декларациях, и в итоге задуманная идея будет похоронена в недостоверности и некорректности представленных данных.

В заключение необходимо сказать следующее.

Во-первых, система энергетического обследования специалистами энергоаудиторских организаций в целом сыграла положительную роль как при действии 28-ФЗ, так и во время действия 261-ФЗ (в его начальной редакции). Были недобросовестные энергоаудиторы, были демпингующие организации, но была и масса положительных результатов с реальным (иногда в разы) снижением энергопотребления.

Во-вторых, программы по энергосбережению, как и энергосервисные контракты, необходимо финансировать, а до их реализации необходимо комплексное энергетическое обследование объекта с корректным выявлением потенциала энергосбережения и разработанной программой по повышению его энергоэффективности.

В-третьих, суммарная экономия энергоресурсов предусматривает приведение расходов энергоресурсов к единому знаменателю, каковым является величина потребления каждого из видов в тоннах условного топлива. Кто в государственном (муниципальном) учреждении способен грамотно перевести количественные показатели (киловатт-часы, гигакалории, тысячи кубометров природного газа, тысячи литров моторного топлива) в те самые т.у.т.? Наверное, никто. Поэтому энергетическая декларация будет являть собой малопонятный и недостоверный документ. О мероприятиях по снижению энергопотребления и говорить не приходится.

Александр Журавлёв,
директор Ассоциации СРО «Балтийское объединение проектировщиков», советник директора Ассоциации СРО «БалтЭнергоЭффект», Почетный энергетик Российской Федерации, член Союза энергетиков Северо-Запада России, член Российского научно-технического общества энергетиков и электротехников.

Источник: "Энергетика и промышленность в России"