Рег. номер: СРО-Э-022
Балтийские СРО:
Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.
Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.
Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.
Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.
Бакунович Н.Н.
Переживаемый всеми нами кризисный период стимулирует к поиску новых путей развития в самых разных сферах. О самых современных подходах в градостроительстве «Капиталу страны» рассказал Антон Михайлович Мороз — вице-президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), вице-президент Санкт-Петербургской ТПП, Почетный строитель России.
-Во многих странах в качестве инструмента, определяющего стратегию пространственного развития городов, используется мастер-план. В каких крупных городах России сегодня есть опыт применения этого инструмента?
— Самым ярким примером принято называть мастер-план города Перми. Но отмечу, что этот мастер-план разрабатывался с участием голландских специалистов и по европейским стандартам.
За последние 2-3 года российские архитектурные бюро демонстрируют достойные результаты в разработке мастер-планов, безусловно, с учетом мировой практики, но ориентируясь все-таки на ментальные особенности российских территорий.
Этот опыт уже имеют города Челябинск, Екатеринбург, Краснодар, Владивосток, Самара, города Московской области и другие. Кстати, в малых городах тема мастер-плана очень популярна. Думаю, это связано с тем, что небольшую территорию легче оценить и перепланировать, если это необходимо, чем крупный областной центр.
— Стратегию развития российских городов сегодня определяют их Генеральные планы. На основании именно этого нормативно-правового документа девелоперы получают разрешения на строительство на тех или иных участках городской территории. Мастер-план – это альтернатива генеральному плану или новый инструмент для его формирования и обновления?
— В настоящее время само понятие «мастер-план» отсутствует в градостроительном законодательстве. Этот институт в России не имеет нормативной правовой основы регулирования. Тем не менее, вопросами его развития в России и внедрения в систему организации территориального планирования сегодня занимаются архитекторы и эксперты по вопросам городской среды.
Предполагается, что мастер-планы будут существовать вместе с генеральными планами городов и станут основой разработки генпланов.
Разница в том, что генплан – это подробный, директивный документ территории для профессионалов. Мастер-план – это, скорее, концепция, стратегия развития города, более гибкий документ, который можно и нужно корректировать как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. Мастер-план – это, своего рода, договор между основными стейкхолдерами: властью, бизнесом и жителями.
На основании мастер-плана принимаются параметры застройки с определением плотности и функции для каждой территории. Собственники участков и инвесторы получают прозрачные и понятные условия для инвестиций.
Также на основании предварительного комплексного исследования и социологических опросов возможно более точное определение целей и задач развития территории. Модернизация городской инфраструктуры, создание новых общественных пространств должно основываться на потребностях жителей города. Основная задача мастер-плана – создать условия устойчивого развития бизнеса и общества.
— Проекты Генпланов муниципальные власти выносят на общественное обсуждение, в котором участвуют специалисты в сфере строительства и архитектуры, представители строительного бизнеса. Проводятся публичные слушания, на которых жители высказывают свои предложения по преобразовании городской среды. Есть ли здесь принципиальные различия с формированием мастер-плана?
— В первую очередь, необходимо привлекать социологов и аналитиков из разных сфер жизни города для проведения всестороннего исследования, выявления преимуществ территории и существующих проблем, а также потребностей бизнеса и жителей.
Определение основных целей и задач, на основании которых будет выбрана приоритетная стратегия развития города, согласование между участниками договора (стейкхолдерами) основных подходов при разработке и итогового документа совершенно точно не должно проходить на заседаниях и в кабинетах чиновников. Меньше формализма, больше взаимодействия.
При обсуждении и принятии решений приоритет должен быть отдан не профессиональным лоббистам, а большинству представителей предпринимательства и гражданам.
Скорее всего в этом процессе стоит уйти от таких формальных процедур как публичные слушания. В городе может быть создан специальный сайт, где будут размещены для общего доступа опросники, результаты исследований и опросов, обсуждение предложений и прочего.
Сегодня, когда люди живут и работают с использованием смартфонов, стоит разработать специальное приложение. Обратите внимание, какое количество респондентов привлекают опросы в телеграмм-каналах. Это происходит потому, что человек, листая новости, натыкается на опрос из одного вопроса и трех-пяти вариантов ответа. В этом случае он готов потратить 20 секунд и принять участие в таком опросе. То есть должны быть использованы простые доступные формы и механизмы. Население готово принимать участие в решении важных вопросов, но нужно создать инструмент.
— Какую роль мастер-планы могут сыграть в реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» и нового приоритетного федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»?
— Во-первых, путем организации процесса по разработке мастер-плана города мы сможем вовлечь большое количество жителей в решение вопросов территорий. Если власти пойдут по принципу открытого диалога, то показатель нацпроекта по вовлечению граждан в процессы формирования комфортной городской среды будет перевыполнен к 2024 году.
Во-вторых, цель института мастер-плана города заключается именно в повышении уровня качества городской среды. Это еще один показатель нацпроекта.
Мастер-план окажет самое положительное влияние на процесс вовлечения земельных участков в оборот, обеспечив оптимизацию существующего городского пространства и оптимальное расширение городских границ. Это позволит строить в нужном месте нужное количество жилья нужного потребителю формата.
В тексте доклада к заседанию Госсовета, посвященного вопросам реализации нацпроектов, который состоялся в ноябре 2018 года, институт мастер-плана назван одном из ключевых инструментов достижения показателей нацпроекта «Жилье и городская среда».
— Какие организации и структуры в России сегодня способны создавать мастер-планы, которые могут использоваться как инструмент для привлечения инвестиций?
— Самыми профессиональными в этом вопросе, безусловно, являются профильные архитектурные бюро. Постоянное прочное взаимодействие профильных органов власти субъекта или муниципального образования с архитекторами позволят правильно оценить имеющиеся ресурсы и проблематику территории, потребности бизнеса и жителей, спрогнозировать тенденции на десятилетие вперед и даже скорректировать развитие негативных и позитивных тенденций. Архитекторы помогут в вопросах планирования и зонирования территории, грамотного размещения объектов транспортной инфраструктуры, объектов капитального строительства разного назначения и общественных пространств.