Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

Как дроны используются в энергетике

В последние годы сегмент беспилотных летающих аппаратов и беспилотных автомобилей активно развивается, что расширяет возможности сотрудничества предприятий ОПК и гражданских предприятий. Пока массовое применение беспилотников ограничено законодательством. Однако участники рынка рассчитывают на то, что вскоре это изменится, и предлагают новые способы применения машин.

Развитие высокоскоростных сетей передачи данных нового поколения, технологий искусственного интеллекта, сенсорики и робототехники открывает новые перспективы для трансформации транспортной и логистической отраслей и более активное использование БПЛА и беспилотных автомобилей.

Экономический эффект

Активными интересантами этого процесса стали компании нефтепромышленного комплекса. Так, например, в НИОКР «Газпром нефть» реализовано более 80 кейсов, касающихся логистики и беспилотных авиационных систем. Они находятся в разной степени проработки.

«В первую очередь до корпоративных сервисов доросли именно беспилотные авиационные системы, — поясняет Александр Паршиков, руководитель департамента технологий, роботизации и трехмерной печати компании «Газпром нефть». — У нас есть отдельный центр компетенции, который занимается только ими. В основном такие сервисы направлены на обеспечение безопасности и контроля за техпроцессами. Следующая на очереди — наземная логистика. Например, на одном из месторождений уже проведены испытания беспилотных КАМАЗов».

По мнению Александра Паршикова, наиболее близки к широкому внедрению беспилотные авиационные системы. Российское законодательство отстает от реальных технических достижений, поэтому применяться могут только решения, которые находятся в зоне регулирования, где понятно что делать: получаешь разрешение на полет, маршрутный план и собираешь данные. В этой области есть законодательство, которое позволяет проводить такую работу. Также использование БПЛА экономически оправданно. С мобильной логистикой сложнее, потому что на входе и выходе этого процесса получаются бутылочные горлышки и теряется смысл от внедрения новых технологий.

«Однако даже банальная беспилотная тележка для надзора за кустовыми площадками имеет экономический эффект», — напоминает Александр Паршиков.

В прошлом году началась работа по разработке концепции роботизации нефтегазовой отрасли. Под руководством Минэнерго в ней принимают участие крупнейшие компании отрасли: «Газпром нефть», «Роснефть», «Лукойл». В целом потенциал роботизации нефтегазовой отрасли сейчас оценивается в 1 млн роботов к 2030 году.

«Как везде, нужно рассматривать ситуацию целиком, — уверен эксперт. — Необходим качественный переход, доработка всех составляющих: опорных сетей, систем управления, самих беспилотников — чтобы интегрировать в технологические процессы систему целиком».

Из точки А в точку В

Нефтегазовая отрасль — очень серьезный игрок на рынке БПЛ, но есть другие потребители. Это логистика, в частности доставка небольших грузов и посылок, медикаментов. А также сфера организации развлечений, например шоу дронов. В этих сферах применение беспилотников также будет развиваться, уверены эксперты. Есть и другие направления. Например, главный аналитик Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Андрей Ионин самым перспективным рынком дронов на российском рынке считает рынок защиты от дронов: от идентификации до уничтожения.

По мнению первого заместителя генерального директора компании «Аэромакс» Максима Чижова, наиболее перспективные кейсы беспилотных авиационных технологий это: получение информации с помощью летающей камеры с объектов строительства, мониторинг трубопроводов, картография, обследование воздушных ЛЭП.

В ближайшей перспективе к ним могут добавиться задачи, связанные с охраной периметров, мониторингом природных пожаров, внесением средств защиты и химии в растениеводстве, лесоустройство.



Главный аналитик Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Андрей Ионин:

«Самым перспективным рынком дронов на российском рынке я считаю рынок защиты от дронов: от идентификации до уничтожения».




Дальнейшее развитие технологий БПЛ, по его мнению, связано с перевозками. То есть с перемещением с помощью беспилотников из точки А в точку В.

«Самый большой рынок, который ожидает БПЛ, — это перевозка пассажиров, его оценивают в триллионы долларов, — констатирует Максим Чижов. — Но чтобы перейти к массовому применению беспилотников, необходимы массовое же производство оптимальных носителей. И, соответственно, долгосрочный крупный заказ на их производство, чтобы серийное производство позволило снизить себестоимость производства и эксплуатации».

Кроме того, развитие этого рынка требует изменений законодательства.
Причем опираться в контроле, надзоре и регулировании беспилотных летающих аппаратов необходимо на «цифру», а не на ограничения и запреты, уверен эксперт. То есть контролировать за счет максимального перевода в цифровой вид всех информационных обменов между производителями, импортерами, покупателями и эксплуатантами и государством.

Разные риски, общие подходы

«Мы должны отказаться от создания для беспилотников единого регуляторного поля в нашей стране. На разных территориях различные условия и риски, — уверен Андрей Ионин. — А значит, разная степень ответственности, и должна быть разная регуляторика. Именно за счет этого мы можем получить преимущество. Пока в этой области мы наблюдаем условный регуляторный разрыв — когда развитие технологий обгоняет развитие регуляторики. Это происходит всегда, но особенно это критично, когда технологии развиваются быстро, как сейчас. И вторгаются в сферу, связанную с жизнью и здоровьем человека, как беспилотник на трассе. Надо искать общие подходы. Но попытки переложить решение этой задачи на государство — контрпродуктивны, нужно участие компаний и предприятий, которые в этом заинтересованы».

Источник: https://www.eprussia.ru/epr/articles/kak-drony-ispolzuyutsya-v-energetike.htm