Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

Николай Шульгинов: «Приоритет – это бесперебойное обеспечение экономики и населения доступными энергоресурсами»

опливно-энергетический комплекс России заметно изменился под влиянием пандемии, вопросы экологии производства энергии, стабильных поставок энергоресурсов и его стоимости, а также прогнозов потребления заняли ключевое место в мировой новостной повестке. Как будет развиваться энергетика России в условиях глобального энергоперехода, какую роль в этом процессе займет льготирование добычи, а также какие меры готовятся в России для развития торговли нефтью, газом и нефтепродуктами в рамках ЕАЭС Николай Шульгинов рассказал в интервью журналу «Нефтегазовая вертикаль».
 
Для сохранения сильных позиций на фоне глобальных изменений на мировом энергетическом рынке Россия опирается на несколько основополагающих стратегических документов: Энергостратегию до 2035 года, Программу социально-экономического развития России и на ряд других важных документов. Что касается Энергетической стратегии России до 2035 года, одним из ключевых направлений является сотрудничество со странами СНГ и ЕАЭС, в частности, по линии развития общей биржевой торговли, рассказал Николай Шульгинов в интервью.
 
«Так, планом мероприятий по формированию общего рынка нефти и нефтепродуктов Союза предусмотрено принятие в 2023 году проекта правил проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами», - сообщил он.
 
По словам Министра, в целом повышение ликвидности биржевых торгов остаётся одной из основных задач в рамках усовершенствования биржевого рынка нефтепродуктов.
 
«Мы считаем, что помимо нормативных мер необходимо проводить комплексную работу с участниками рынка, к примеру, по расширению перечня биржевых инструментов, базисов отгрузки, запуску в обращение биржевых опционов на нефтепродукты, по привлечению брокеров, по совершенствованию системы исполнения поставочных фьючерсных контрактов, механизма ответственности за поставку и в случае не поставки по сделке для покупателей и продавцов», - уточнил Николай Шульгинов.
 
Говоря о дальнейшей энергетической политике на внутреннем рынке, Министр подчеркнул важную роль стимулирования добычи полезных ископаемых, в частности, нефти.
 
«По итогам 2021 года добыча нефти ожидается примерно на уровне 506 миллионов тонн. Считаю, что для поддержания текущего наращивания добычи нам необходимо продолжать разработку новых стимулов для нефтяных компаний в части добычи тех категорий запасов, которые являются на сегодняшний день нерентабельными. Таким образом, это не приведет к выпадающим доходам бюджета и вовлечет в разработку новые категории запасов. Например, в качестве более фундаментальных мер рассматривается расширение периметра участков недр, попадающих по НДД, которые расположены в Западной Сибири», - добавил он.
 
В то же время, еще одним важным фактором влияния на нефтегазовую отрасль постепенно становится климатическая повестка.
 
«Мы видим эволюцию энергобаланса и вероятное снижение доли углеводородов в будущем, однако мы также видим достаточно места на рынке для конкурентоспособных производителей - к каковым мы и относимся. Рента будет падать в связи с обостряющейся конкуренцией, но даже при условии падения доли углеводородов до 60-65% через 25 лет с текущих 82-85%, рынок будет достаточно емким. Наша задача - создать условия для разработки недр в новых реалиях, сделать эту разработку более чистой», - подчеркнул Николай Шульгинов.
 
Для исполнения поставленных задач, российские компании реализуют ряд важных стратегических мер, продолжил он.
 
«В качестве основных мер по сокращению выбросов парниковых газов в газовой отрасли рассматривается совершенствование способов предотвращения и ликвидации утечек метана с применением инновационных технологий: беспилотных летательных аппаратов, лазерных и тепловизионных приборов сканирования, ультразвуковых детекторов. Также планируем снизить выбросы при транспортировке природного газа на 3,8 % к 2024 году относительно уровня 2018 года. Например, по данным ПАО «Газпром», в настоящее время за счет реализации мероприятий по энергосбережению и внедрению инноваций только общие выбросы парниковых газов компании в 2020 году сократились на 14% по сравнению с 2019 годом. Параллельно идет работа над повышением доли использования попутного нефтяного газа и доведения коэффициента его полезного использования до 95% к 2035 году. К настоящему времени удалось добиться существенного снижения доли сжигаемого в факелах попутного нефтяного газа (ПНГ) и увеличить коэффициент его использования в среднем по России с 75,5% в 2011 году до 82,6% в 2020 году», - сообщил Министр.
 
При этом, в снижении углеродного следа участвуют и объекты генерации - начиная с 2010 года выбросы парниковых газов от деятельности тепловых электростанций сокращены на 14,8 % или на 81,4 млн т СО2-эквивалента. Как отметил Министр, Россия не может игнорировать глобальный тренд энергоперехода и со своей стороны делает всё, чтобы развиваться с учетом общемировых тенденций.
 
«Мы принимаем во внимание это направление при определении стратегических приоритетов государственной экологической и энергетической политики. Энергобаланс страны уже сейчас можно назвать достаточно «зелёным»: существенную долю занимает производство электроэнергии с использованием объектов гидрогенерации, атомной энергетики и на основе природного газа. Но вместе с решением климатических задач необходимо помнить, что приоритет – это бесперебойное обеспечение экономики и населения доступными энергоресурсами», - подчеркнул Николай Шульгинов.

Источник: https://minenergo.gov.ru/node/21556