Рег. номер: СРО-Э-022
Балтийские СРО:
Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.
Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.
Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.
Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.
Бакунович Н.Н.
Мировая энергетика претерпевает сегодня значительные изменения, возможно, самые значительные на протяжении последних 100–150 лет. Эти изменения обусловлены появлением новых эффективных технологий, с одной стороны, и растущим вниманием мирового сообщества к вопросам изменения климата и воздействия на окружающую среду в целом.
Директор по операционной работе Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково» Олег Перцовский обозначил ключевые тренды и рассказал, как они влияют на деятельность компаний ТЭКа:
«Выделю основные тренды, большинство из которых тесно взаимосвязаны между собой:
Переход от доминирования углеводородной энергетики, основанной на нефти, угле и природном газе, к возобновляемой энергетике. Особенно ярко этот тренд виден в электроэнергетике, причем, уже не только в странах Евросоюза, но и США, Китая и других государств.
Развитие водородной энергетики, которая может значительно изменить облик всей отрасли, становится отдельным быстро развивающимся, но пока не вполне устойчивым трендом. В отношении ее роли и места в будущем энергобалансе пока сохраняется большое количество неопределенностей, связанных как с развитием технологий, так и с политикой государств в отношении углеродного регулирования.
Снижение роли крупных вертикально интегрированных энергокомпаний, владеющих крупными электростанциями, и развитие децентрализованной энергетики с резким ростом количества небольших электростанций, как на основе возобновляемой энергии, так и на углеводородах, обслуживающих расположенных рядом потребителей.
Появление «активного» потребителя, который, во-первых, может управлять своим спросом в зависимости от сигналов рынка, а во-вторых, может быть «просьюмером» (producer-consumer), то есть в одни часы — потребителем энергии, а в другие — ее производителем, обладая собственной малой генерацией и инструментами выдачи избытков энергии в общую сеть.
Развитие технологий «умных» сетей (интеллектуальных активно-адаптивных сетей, grid), использующих цифровые и другие перспективные технологии для мониторинга и управления транспортом электроэнергии от генерирующих источников для обеспечения спроса со стороны конечных потребителей с максимальной эффективностью. Только внедрение таких сетей может обеспечить надежное и с разумными затратами функционирование сети, в которой количество генерирующих источников растет на 2–3 порядка.
Цифровизация и автоматизация функционирования не только всех электрических сетей, но и всей цепочки от генерации до потребителя.
Изменение фундаментальных потребительских свойств электроэнергии, связанных с одновременностью ее производства и потребления за счет развития систем накопления энергии как у потребителя («после счетчика»), так и у генератора и сетевых компаний («до счетчика»).
Рост эффективности использования энергии, что можно проследить как на уровне большинства развитых стран при расчете на единицу ВВП, так и на уровне секторов экономики и отдельных предприятий, особенно таких энергоемких отраслей промышленности, как, например, металлургия, химия, цементная промышленность и другие.
Углубление электрификации промышленности, транспорта, ЖКХ, включая расширение использования электроэнергии в быту, переход на новые производственные процессы, использующие электроэнергию вместо других энергоресурсов, наконец, бурное развитие электротранспорта.
Иногда все эти тренды объединяют в англоязычном варианте в 4D — Decarbonization (переход к низкоуглеродной экономике за счет роста доли возобновляемой энергетики, использования систем накопления энергии, водородной энергетики, технологий улавливания, использования и захоронения парниковых газов), Decentralization (рост числа генераторов в системе), Digitalization (рост цифровизации и автоматизации), Demand disruption (появление активных потребителей).
Компании, которые хотят обеспечить свое долгосрочное устойчивое развитие и не потерять место на рынке, отслеживают динамику этих трендов и стараются в них вписаться. Ярким примером является компания TotalEnergies (бывшая Total), которая провела ребрендинг для подчеркивания смены позиционирования от нефтяной компании к энергетической в широком смысле с амбициозными целями по развитию ВИЭ и биотоплива.
В зависимости от своего места в производственной цепочке необходимые изменения могут быть различными, но общая тенденция на соответствие модели 4D и перечисленным выше трендам проявляется очень явно. Для соответствия этой тенденции необходимы соответствующие изменения в стратегии развития компаний и все большее внимание новым технологиям, на основе которых и развиваются все эти тренды. Именно технологическое лидерство в возобновляемой и водородной энергетике, цифровизации, декарбонизации, энергоэффективности способно обеспечить компаниям ТЭКа сохранение конкурентоспособности относительно появляющихся новых игроков, включая самих потребителей, новые генерирующие компании с новыми бизнес-моделями и так далее. Важно, что инновационные технологии для описанной новой модели энергетики создаются и в России, и у нас еще есть возможность найти свою нишу в зарождающемся новом энергетическом укладе, в том числе и в роли не только потребителя, но и поставщика современных технологий».