Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

Переход на единые энерготарифы требует господдержки

Правительству РФ не удалось в первоначальном виде осуществить идею по созданию единых тарифов за передачу электроэнергии в ряде регионов, сообщает "Коммерсант".

Два года назад вице-премьер Юрий Борисов, тогда курирующий энергетику, предлагал создать единые тарифы в смежных субъектах РФ для «снижения стоимости электроэнергии в регионах, требующих поддержки». В более успешном регионе тариф должен был вырасти, а в отстающем — снизиться.

Власти хотели объединить 10 регионов, в том числе Санкт-Петербург с Ленинградской областью и Туву с Иркутской областью. Однако на единые тарифы перешли лишь шесть из них.

В 2021 году Курганская область объединилась с Тюменской областью, ХМАО и ЯНАО, Калмыкия — с Ростовской областью, а Алтай — с Алтайским краем. Регионы могут установить тарифы на одном уровне, если имеют такую договоренность, пояснили “Ъ” в ФАС: «Таким образом обеспечивается снижение тарифной разрозненности между регионами». В Калмыкии тарифы упали на 8%, в Курганской области — на 28%, в Алтае — на 48%.

Перевод Алтая и Алтайского края на единые тарифы неожиданно потребовал бюджетных субсидий. С 1 декабря по конец 2023 года субсидия для Алтайского края составит 223,17 млн руб., а для Алтая — 250,83 млн руб., следует из тарифных решений местных регуляторов. Субсидия будет выделяться до 2026 года включительно.

Субсидии понадобились и Туве, с которой вообще никто не объединился. В 2020 году губернатор Иркутской области Игорь Кобзев говорил, что не согласится на объединение с Тувой, поскольку в Туве ставка упадет на 85%, а в Иркутской области — вырастет на 4%. Субсидия на компенсацию выпадающих доходов сетевых компаний Тувы с 1 декабря до конца 2023 года — 560,6 млн руб., следует из решения местного регулятора.

Ситуация в Алтае и Алтайском крае, получивших субсидию, свидетельствует, что обеспечить выравнивание тарифов в России без привлечения бюджета, скорее вcего, невозможно, считает Сергей Сасим из Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ. При этом непонятно, почему одни регионы получают субсидию из бюджета, тогда как другие вынуждены увеличивать тарифы для своих потребителей, компенсируя расходы соседей, недоумевает аналитик. Такой подход создает стимулы к ориентации именно на бюджетное финансирование, но, очевидно, масштабировать логику бюджетных компенсаций на всю страну не получится из-за колоссальных сумм потенциальных расходов.

«Чем выше будут эти расходы, тем более актуальным будет вопрос эффективности таких трат», — считает Сергей Сасим.

Прямое выделение субсидий региону для снижения тарифов переносит проблемы ликвидации перекрестного субсидирования на бюджет, отмечает Сергей Сасим: «Теперь отменить субсидию будет возможно либо за счет социально недопустимого роста тарифов для населения, либо путем возврата тарифов небытовых потребителей к прежним уровням, что тоже будет выглядеть странно и вряд ли добавит популярности тому, кто примет такое решение».

«Снижать тарифы в отдельных регионах за счет соседей или бюджетных субсидий непродуктивно: причина проблемы не устраняется, а лишь маскируется, прозрачность тарифного регулирования снижается, поощряется неэффективность энергокомпаний и в итоге средств требуется все больше и больше», — говорят в «Сообществе потребителей энергии».

В ассоциации полагают, что при необходимости помощь должна быть «адресной со встречными обязательствами для регионов и компаний и жестким контролем над их выполнением».

По мнению ассоциации, основными выгодоприобретателями такой помощи являются, как правило, энергокомпании, поскольку для появления промышленности требуются не только приемлемые энерготарифы, но и более важные условия — отсутствие административных барьеров, удобная логистика, доступ к финансированию.

Источник: Энергетика и промышленность России