Рег. номер: СРО-Э-022
Балтийские СРО:
Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.
Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.
Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.
Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.
Бакунович Н.Н.
ФАС пытается выровнять расходы электросетей
ФАС снова пытается унифицировать расходы электросетевых компаний в регионах: теперь служба обещает внедрить «эталонный» уровень затрат с 1 января 2024 года. Такая мера, по мнению регулятора, заставит компании либо сокращать расходы, либо отдавать активы более эффективным игрокам. ФАС ожидает снижения расходов минимум в 16 регионах, что может привести к сокращению тарифов. Однако аналитики и участники рынка просят раскрыть методику расчета эталонов, поскольку, наоборот, опасаются роста тарифов для бизнеса.
ФАС презентовала новую концепцию эталонного регулирования в электросетевом комплексе. Служба готова с 1 января 2024 года установить «эталонный» уровень операционных затрат (OPEX) для распределительных сетевых компаний в регионах. Базовый показатель установят минимум на три года и будут ежегодно индексировать на инфляцию.
ФАС обещала ввести эталоны на OPEX в сетях с 2018 года, но всегда сталкивалась с критикой правительства.
Теперь служба надеется поэтапно перевести все компании на новое регулирование с 2026 года, следует из материалов к конференции по тарифному регулированию.
Организации с высокими расходами «будут вынуждены либо повысить эффективность, либо передать активы более эффективным организациям», отмечается в материалах. В ФАС пояснили “Ъ”, что сейчас разница расходов у ТСО в одном регионе может различаться в разы, а новая методика приведет к выравниванию затрат. Эталоны планируется устанавливать по субъектам РФ и видам оборудования.
Операционные расходы (в основном зарплата и расходы на ремонт) — это в среднем около 40% (редко до 50%) в выручке сетевой компании, говорит Сергей Сасим из Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ. В 2022 году общая выручка сетевых компаний РФ — 1,15 трлн руб.
По прогнозам ФАС, минимум в 16 регионах России OPEX сетевых компаний уменьшится, что может привести к снижению тарифов. Наибольшее сокращение OPEX ожидается в Кемеровской области (минус 15%), а наименьшее — во Владимирской и Астраханской областях (минус 1%). Совокупная выручка сетей в указанных службой регионах — лишь около 24% от выручки всех компаний РФ, данные по остальным регионам не представлены, замечает Сергей Сасим. Аналитик подчеркивает, что ФАС не раскрыла числовые данные эталонных затрат и методику их расчета, поэтому судить о влиянии на тарифы сложно.
«Эталоны предлагается устанавливать скорее на основе усреднения текущих расходов с довольно примитивной дифференциацией, чем на основе лучших практик,— говорят в "Сообществе потребителей энергии".— Предлагаемое применение эталонов напрямую, а не в качестве сравнительной базы, очень рискованно и требует высочайшей квалификации региональных тарифных органов. Полная картина последствий для экономики не представлена».
Эталоны уже привели к кратному увеличению платежей в адрес энергосбытовых компаний, добавляют там, и нет гарантий, что эта история не повторится и с сетевыми тарифами.
В «Россетях» ожидают, что внедрение эталонных затрат приведет к исключению субъективного подхода к оценке расходов на содержание сетей, упростит и повысит прозрачность тарифного регулирования, а также окажет положительный эффект на повышение надежности и качества энергоснабжения.