Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

Рынок должен быть конкурентным. Куда ведет электроэнергетику дорожная карта

Минэнерго разработало проект Концепции развития розничных рынков электрической энергии и проект Плана мероприятий (дорожной карты) по вопросам функционирования электроэнергетики и гарантированного обеспечения доступной электрической энергией населения. Ключевым звеном трансформации модели розничных рынков электроэнергии станет формирование механизмов свободного выбора потребителями поставщиков услуг энергоснабжения и равных условий деятельности независимых энергосбытовых компаний и гарантирующих поставщиков. Для этого потребуется переход к более сложной, комплексной модели, организация торговой площадки купли-продажи электроэнергии.

Найти поставщика с подходящей ценой

Андрей Максимов, директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго России:

«Основная задача Концепции развития розничных рынков электрической энергии (КРРЭ) — обеспечить доступность электроэнергии потребителям и их удовлетворенность. Для этого предлагается ряд изменений по основным направлениям.

Основные направления:

  • технологическая доступность, которая обеспечивается сетевыми компаниями: срок, стоимость и удобство процедуры технологического присоединения;
  • гарантированное энергоснабжение: наличие специального субъекта — гарантирующего поставщика, обязанного заключить договор купли-продажи (энергоснабжения) с любым потребителем;
  • экономическая доступность: приемлемый уровень стоимости электроэнергии как для граждан, так и для хозяйствующих субъектов.



Что касается обеспечения удовлетворенности потребителей, на нее влияют два ключевых параметра:

  • надежность энергоснабжения, которое обеспечивается сетевой инфраструктурой, в том числе владельцами сетевых объектов или электрооборудования, участвующими в процессе доставки до потребителя, но не имеющими статуса сетевой организации;
  • качество обслуживания, обеспечиваемое ключевыми игроками на этапе заключения и исполнения договоров, рассмотрения обращений потребителей и устранения возникших проблем


Обеспечение удовлетворенности потребителей — более сложная задача, на нее влияют два ключевых параметра:

  • надежность энергоснабжения, которое обеспечивается сетевой инфраструктурой. В том числе владельцами сетевых объектов или электрооборудования, участвующими в процессе доставки до потребителя, но не имеющими статуса сетевой организации;
  • качество обслуживания, обеспечиваемое ключевыми игроками на этапе заключения и исполнения договоров, рассмотрения обращений потребителей и устранения возникших проблем


Концепция целевой модели и драйверы создания — это переход от существующей прямой одноуровневой модели розничного рынка к более сложной модели взаимодействия. В ней появляются как новые игроки, так и новые элементы взаимодействия игроков с производителями, потребителями и сбытовыми компаниями. Это создание торговых площадок на розничных рынках.

Мы предполагаем, что без слома модели существенная доработка может происходить за счет создания таких торговых площадок.

Мы предполагаем создавать их на базе существующих гарантирующих поставщиков. Это позволит использовать уже готовую инфраструктуру, информацию и опыт субъектов рынка. Гарантирующий поставщик уже де-факто выступает в роли коммерческой инфраструктуры розничного рынка в своей зоне деятельности, организация торговой площадки купли-продажи электроэнергии будет являться естественным продолжением этой функции. При этом в качестве оператора таких торговых площадок могут быть рассмотрены иные субъекты при наличии к тому оснований.

Оптовый рынок электроэнергии и мощности функционирует как рынок крупных профессиональных игроков. Поэтому механизмы создания региональных торговых «среднеоптовых» площадок, на которых будут заключаться сделки между производителями оптового рынка и потребителями розничного рынка, могут быть использованы как возможность неквалифицированным потребителям найти поставщика с подходящей ценой.

Мы выделили функции, которые могут быть интересны потребителям и которые уже сейчас появляются в их интересах. Это появление новых возможностей с точки зрения управления спроса, микрогенерация, взаимодействие с розничной генерацией и так далее.

Направления развития конкурентных отношений в рамках концепции КРРЭ:

  • Обеспечение права выбора поставщика,
  • Снятие административных и экономических барьеров,
  • Внедрение механизмов организованной торговли на розничных рынках,
  • Совершенствование отношений по поставке электроэнергии населению.



В частности, это возможность заключения свободных договоров в интересах розничных потребителей, что сейчас невозможно. Возможный для потребителя уже сейчас выход на оптовый рынок с использованием интеллектуального учета, который сейчас внедряется. Стандартизация и упрощение обращения электроэнергии от розничной генерации (РГ), микрогенерации, систем накопления электроэнергии (СНЭ), в том числе через торговые площадки.

Мы видим развитие организованной торговли на КРРЭ с 2026 года как расширение со стороны опта и розницы, со стороны спроса — участие потребителей, со стороны агрегации — участие в организованной торговле.

Одним из базовых требований к конкурентному развитию розничных рынков электрической энергии является обеспечение технологической доступности электроэнергии через урегулирование срока, стоимости и удобства процедуры технологического присоединения потребителей к электрическим сетям сетевых организаций. Эти механизмы совершенствуются.

Для повышения надежности энергоснабжения предполагается создать институт системообразующей ТСО. Ее функционал будет включать:

  • оказание услуг по передаче электроэнергии всем потребителям в регионе (иные ТСО будут лишены такого права);
  • подхват сетей экс-ТСО на основании обязательного договора, если сети не переданы в действующую ТСО; подхват бесхозяйных сетей;
  • устранение нарушений энергоснабжения в бесхозяйных объектах и сетях ТСО, сил и средств которых недостаточно».



Павел Завальный, председатель Комитета по энергетике Госдумы РФ:

«Это позитивное развитие существующей модели. Еще бы добавить снижение перекрестки, а также дифференциацию тарифа с учетом полезного отпуска для населения, чтобы стимулировать субъекты РФ начинать заниматься дифференциацией тарифов по объему отпуска.

Можно рассмотреть перенос всей «перекрестки» на оптовый рынок. Цена для населения почти по всей стране одинаковая, нет проблем перенести на оптовый рынок, там будет еще одна перекрестка, но она должна быть «разложена» на всех.

Перенос перекрестки на оптовый рынок даст возможность ею управлять, ограничивать и бороться с ней. Субъекты будут за нее отвечать, тогда мы можем организовать процессные ограничения и в перспективе — снижение объема перекрестного субсидирования. А если включить дифференциацию тарифа по полезному отпуску для населения, ее можно будет ограничить до приемлемого уровня».

«Зеленые» и «инвестиционные» договоры как драйверы развития двусторонних договоров

Олег Баркин, член правления Ассоциации «НП Совет рынка»:
«Повышение эффективности использования генерации должно идти по трем направлениям:

  • снижение платы за мощность для простаивающего длительное время оборудования, вовлечение в хозяйственный оборот невостребованных мощностей;
  • совершенствование поставки по свободным двусторонним договорам;
  • систематизация и регулирование механизмов поддержки инвестиционных проектов.



Резерв в энергосистеме необходим, но его состав и количество должны быть оптимизированы до экономически обоснованного уровня. Рынку мощности необходимы стимулы к повышению загрузки оборудования. Предложения Совета рынка:

  • дифференциация оплаты мощности в зависимости от востребованности;
  • внедрение механизма конкуренции за включение в резерв, стимулирующего его наиболее эффективное формирование.



Основная причина низкой востребованности механизма поставки электроэнергии по свободным двусторонним договорам — низкий уровень рыночных рисков, низкая волатильность цен, гарантированность поставки. Новым драйвером развития двусторонних договоров на рынке могут стать «зеленые» и «инвестиционные» договоры.

В части систематизации мер поддержки инвестиционных проектов существует несколько проблем:

  • значительное количество видов инвестиционных механизмов и надбавок, в том числе «нерыночных»;
  • наличие в надбавках нагрузки от других отраслей;
  • бессистемное принятие решений по вводу каждой новой «надбавки».



Необходимо создание системы приоритизации надбавок и алгоритма выбора проектов, определение администрирующего органа».

Конкуренция ограничена перекресткой

Сергей Лебедев, заместитель председателя правления Ассоциации «НП Совет рынка»:

«Определять движение рынка будут три тренда:

  • внедрение интеллектуальных систем учета и выход на оптовый рынок большего количества игроков;
  • развитие распределенной генерации и, как следствие, снижение полезного отпуска в системе;
  • участие розничных потребителей в управлении спросом.



Сегодня конкуренция на розничных рынках ограничена сохранением перекрестного субсидирования населения. Сбытовая надбавка гарантированного поставщика составляет 4–7% от конечной цены, и именно это и формирует конкуренцию. При этом в обозримой перспективе отхода от перекрестного субсидирования не планируется, необходимо его совершенствование.

Для населения и приравненных к нему категорий потребителей «дорожной картой» предлагается сохранить одноставочный тариф с тарифным меню, учитывающим стоимость потребления электрической энергии в разное время суток и объем потребляемой электрической энергии. Также предлагается на уровне регионов выделить объемы электропотребления по группе потребителей «население» для исключения использования льготных тарифов на электрическую энергию для осуществления предпринимательской деятельности».
Кто ответит за качество?

Наталья Невмержицкая, председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний:

«Существует запрос на оптимизацию использования генерации и сетевой инфраструктуры. Рост потребления электроэнергии в РФ в 2011–2021 годах оставался умеренным. По ряду регионов темпы роста спроса превышали страновые в 2–10 раз, что требует отдельного внимания к развитию сетевого комплекса для обеспечения надежности.

Средняя загрузка станций составила 51%. Высокий уровень резервов позволил поддерживать надежное электроснабжение даже в условиях экономии ресурса парка парогазовых установок (порядка 20 ГВт), обусловленной уходом западных поставщиков сервиса газовых турбин. При этом треть объектов ДПМ имеют загрузку ниже среднего по РФ. Это требует создания стимулов для повышения их загрузки либо системы штрафов за низкую эффективность.

Также есть запрос на качество обратной связи при нарушениях надежности и качества. В отсутствие интеллектуальных систем учета у потребителей нет возможности для простой фиксации фактов нарушения. По мере внедрения интеллектуального учета эта ситуации изменится. Из-за механизма регрессных исков, которые, как правило, удовлетворятся в судебном порядке, гарантирующие поставщики не имеют возможности для простого удовлетворения претензий потребителей.

Много нарушений происходит вне сферы электроэнергетики (многоквартирных домах, садоводческих товариществах), но для потребителя отсутствует такое понимание границ ответственности. Необходимо создание простой системы ответственности за качество и надежность энергоснабжения. А также усовершенствование правоприменительной практики досудебного урегулирования разногласий и убытков в цепочке «потребитель — гарантирующий поставщик — сети».

Что касается развития конкуренции, из-за низкой доли свободных двусторонних договоров ценовая оптимизация в результате конкуренции ограничена сбытовой надбавкой ГП. Однако необходимо дать потребителям, в том числе остающимся на обслуживании у гарантирующих поставщиков, возможность участия в новых рыночных сегментах и влиять как на цену, так и на условия поставки через управление спросом, зеленые инструменты, микрогенерацию, более гибкое ценовое меню.

Эволюция в части упрощения входа на ОРЭМ с внедрением интеллектуальных систем учета в долгосрочной перспективе усилит конкуренцию за потребителей в связи со снижением издержек потребителя на смену поставщика.

При сохранении большого числа потребителей на обслуживании у гарантирующих поставщиков необходимо повышение стандартов их деятельности, включая работу с жалобами потребителей».

Повысить эффективность электроэнергетики

Валерий Дзюбенко, заместитель директора Ассоциации «Сообщество потребителей энергии»:

«Попытки достичь повышения эффективности электроэнергетики через решение отдельных вопросов не дает заметного результата. Продуктивнее было бы устанавливать экономические показатели эффективности отрасли и ответственность регуляторов.

Среди таких показателей могли бы быть:

  • темп роста конечной цены электроэнергии (мощности) не выше годовой инфляции;
  • оптовая одноставочная цена электроэнергии (мощности) не выше цены альтернативного источника электроснабжения объекта распределенной генерации;
  • снижение доли расходов на электроснабжение в ВВП до уровня стран БРИКС с учетом паритета покупательной способности;
  • повышение энергоэффективности э