Доступность энергоресурсов, климат, парниковый газ, стремление к углеродной нейтральности и демография меняют пути развития традиционной энергетики. Вопрос о том, какой вектор выберут страны в перспективе до 2050 года, обсудили участники сессии «Сценарии развития мировой энергетики» в рамках Российской энергетической недели (РЭН).
Эксперты разработали всевозможные сценарии изменений традиционной энергетики
«Неопределенность многих параметров разворачивающегося энергоперехода ведет к достаточно широкому диапазону возможных путей развития мировой энергетики. В этой связи точечные прогнозы практически не встречаются в современных исследованиях. Каждая из аналитических групп предлагает обычно по крайней мере три возможных сценария энергоперехода — от инерционного продолжения сложившихся в энергетике трендов до реализации провозглашенной Парижским соглашением задачи достичь углеродной нейтральности к 2050 году», — генеральный директор Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго России Алексей Кулапин.
«Энергетический баланс мира сильно поменяется в ближайшие годы. <…> Возобновляемые источники будут расти с 3 до 17% к 2050 году. Доля угля значительно уменьшится, поскольку усилия по очистке воздуха будут расти. Страны АТР будут основным местом роста, особенно страны с большим количеством населения. Природный газ будет значительно расти — на 36% к 2050 году, и основными его потребителями будут АТР, Ближний Восток и Африка. Спрос на газ в Европе и Америке уменьшится из-за политики Европейского союза, который хочет увеличить энергоэффективность и использовать больше возобновляемых источников энергии», — аналитик по экономике энергетики Департамента энергетики, экономики и прогнозирования Форума стран — экспортеров газа (ФСЭГ) Галия Фазельянова.
«Влияние БРИКС на мировую энергетику огромное. Например, что касается угля, то это 70% мирового угольного рынка. <…> Как будет меняться картина? Внутри БРИКС сильно уменьшится доля угля, в нижнюю сторону скорректируется нефть, а прирост будет у газа, ВИЭ и атомной энергии. При этом, отмечу, ископаемое топливо продолжает доминировать в энергобалансе БРИКС в ближайшие два десятилетия», — руководитель отдела исследования энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований Российской академии наук Вячеслав Кулагин.
Точные сценарии будущего энергетики невозможны
«Из-за неопределенности многих аспектов технологий, внедрение которых требуется для энергоперехода, разброс получающихся сценариев достаточно широк как для каждого отдельного прогноза, так и в особенности для множества разработанных разными аналитическими группами сценариев. <…> Разница между сценариями, к примеру, возможного объема потребления природного газа к 2050 году превышает 5 млрд кубических метров. Это на четверть больше, чем сегодняшнее мировое потребление газа. Разница возможной доли возобновляемых источников энергии в первичном потреблении энергоресурсов достигает к 2050 году 71 процентного пункта. Соответственно, разница в возможной доле ископаемых источников энергии составляет к 2050 году 72 процентных пункта — от 15 до 87%», — генеральный директор Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго России Алексей Кулапин.
«У ОПЕК есть несколько прогнозов. <…> Наш главный сценарий базируется на потребностях в энергетике в целом. <…> Мы видим, что население растет, экономика — вместе с ним, речь идет не только о неравном распределении энергетики, но и по-разному меняется демография в странах», — руководитель департамента энергетических исследований Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) Абдрезак Беньюсеф.
Достижение углеродной нейтральности к 2050 году за счет отказа от ископаемого топлива потребует неподъемных инвестиций
«По нашим оценкам, сценарий „чистый ноль» выглядит неподъемным для мировой экономики. Масштабы требующихся уже в ближайшее время на многие годы вперед инвестиций в низкоуглеродное развитие технологий превышает 7-8% ВВП, что авторитетные исследователи энергоперехода считают маловероятным», — генеральный директор Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго России Алексей Кулапин.
«Нужно понимать, что у многих стран сейчас стоит серьезная проблема, чтобы в каждом доме была стабильная электроэнергия. Прежде всего нужно решать эти вопросы и финансировать эту сферу. А когда все будут обеспечены, появятся дополнительные возможности развивать новые виды энергии», — руководитель отдела исследования энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований Российской академии наук Вячеслав Кулагин.
Сценарий «Рациональный технологический выбор» может стать компромиссом
«Возможным компромиссом может стать энергопереход по сценарию „рациональный технологический выбор» при более интенсивном росте поглощающей способности за пределами ТЭК. При этом важную роль может сыграть не только увеличение поглощающей способности экосистем, но и наращивание систем прямого поглощения СО2 из воздуха в развитом мире», — генеральный директор Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго России Алексей Кулапин.
«Мы хотим сделать природный газ устойчивым топливом, которое обеспечит устойчивый и инклюзивный рост. При прагматической оценке энергетической политики мы ожидаем значительный рост спроса на энергию — на 22%. Необходимо будет увеличить доставку природного газа в наиболее бедные страны. Его добыча будет расти на 3% и к 2050 году составит 33%», — аналитик по экономике энергетики Департамента энергетики, экономики и прогнозирования Форума стран — экспортеров газа (ФСЭГ) Галия Фазельянова.