Рег. номер: СРО-Э-022
Балтийские СРО:
Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.
Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.
Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.
Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.
Бакунович Н.Н.
Для этого потребуется строительство новых энергоблоков на Дальнем Востоке и в Сибири.
Доля угля в энергобалансе России к 2050 г., вопреки климатической повестке и целям по достижению углеродной нейтральности к 2060 г., может не только не снизиться, но даже немного вырасти. Такой вариант обсуждается в рамках подготовки новой энергетической стратегии до 2050 г., следует из июльского протокола заседания комиссии по энергетике Госсовета РФ (есть у «Ведомостей»).
Речь идет о том, чтобы увеличить долю угольной генерации в энергобалансе страны до 15% с нынешних 13%. Председатель комиссии, губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев, как следует из протокола, на заседании подчеркивал, что в последние годы на мировую угольную отрасль оказывалось «очень большое давление». При этом, как сообщается в документе, ранее один из рассматриваемых сценариев развития энергетики предполагал снижение доли угля в генерации до 9,8% к 2035 г. и 4,9% к 2050 г. О том, что доля угля в энергобалансе России к 2050 г., по прогнозным данным Минэнерго, может составить 4–5%, также говорил осенью 2021 г. министр экономического развития Максим Решетников, представляя проект стратегии низкоуглеродного развития до 2050 г. (утверждена правительством в конце октября 2021 г.).
Но для того чтобы достигнуть таких целевых показателей, следует из протокола, в течение 10 лет предполагалось вывести из эксплуатации 22 угольные станции мощностью 14 ГВт, перевести на газ 25 ТЭЦ и закрыть ряд угледобывающих предприятий. Это привело бы к сокращению 24 000 рабочих мест на добывающих предприятиях и как минимум 25 000 человек на электростанциях. При этом закрытие градообразующих предприятий более чем в 10 моногородах потребует «экстренных мер по социальной поддержке населения», говорится в документе. Отмечается, что снижение доли угля в генерации приведет к угрозам энергетической безопасности, так как угольная генерация «является надежной и стабильной» (не зависит от погоды и водности рек) и экономически эффективной, особенно на территории Сибири и Дальнего Востока за счет близости угольных месторождений.
В действующей энергостратегии до 2035 г. нет целевого показателя по доле угля в энергобалансе.
В ноябре 2021 г. директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго Андрей Максимов заявлял, что к 2050 г. доля угольной генерации в энергобалансе составит 4,5% при доле возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в 12,5%, из эксплуатации будет выведено 22,2 ГВт мощности угольных ТЭС. Министр энергетики Николай Шульгинов в октябре прошлого года приводил другие прогнозные показатели: 38% выработки электроэнергии в стране к 2050 г. будет приходиться на газовую генерацию, 25% – на АЭС, 20% – на ГЭС, около 10% – на ВИЭ. Таким образом, на долю угля в энергобалансе, по словам министра, остается около 7%.
Представитель «Совета рынка» (регулятор энергорынков России) сказал «Ведомостям», что говорить о необходимой доле угля в выработке электроэнергии можно лишь при оценке энергосистемы в целом и разработке долгосрочного энергобаланса с учетом ряда критериев: надежности энергоснабжения, экономической эффективности, технологического суверенитета и энергобезопасности, обеспечения потребностей в тепловой энергии и экологии. Представитель СО ЕЭС сообщил, что говорить об оптимальном соотношении угольных и газовых ТЭС можно после создания «рациональной структуры генерации» при разработке генсхемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 г. (должна быть утверждена в 2024 г.).
Крупнейшие мощности угольной генерации в России сосредоточены в Сибири и на Дальнем Востоке. По данным на июль 2023 г., в России действовало 68 угольных ТЭС общей мощностью 38,3 ГВт, говорит эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. При этом, по данным Global Energy Monitor, с 2000 г. по первое полугодие 2023 г. в России было введено в эксплуатацию 6,7 ГВт угольных ТЭС, а выведено 9,8 ГВт. Таким образом, установленная мощность угольных энергоблоков на ТЭС постепенно сокращается.
Утвержденная в 2020 г. стратегия развития угольной промышленности России до 2035 г. предусматривает строительство семи новых угольных ТЭС и модернизацию 12 действующих в Сибири и на Дальнем Востоке. Общий объем ввода в эксплуатацию угольной генерации запланирован на уровне 7–9,6 ГВт.
Представитель «Русгидро» сказал «Ведомостям», что доля угольной генерации в общей мощности электростанций компании составляет около 8%. При этом «Русгидро», по его словам, предпринимает «значительные усилия» по переводу дальневосточной тепловой генерации с угля на газ, так как использование газа «более перспективно с экологической и экономической точки зрения».
Представитель «Т плюса» сообщил, что доля угольной генерации у компании – менее 1%. «Компания реализует ESG-стратегию, в рамках которой запланированы полный отказ от углеродоемких видов топлива и переход на газ», – сказал он. Представитель «Газпром энергохолдинга» сказал, что доля газа в топливном балансе электростанций группы в 2022 г. достигла 96% (т. е. на уголь приходится всего около 4%. – «Ведомости»). Он также подчеркнул, что все 22 проекта группы в рамках программ конкурентного отбора мощности объектов модернизации на 2022–2028 гг. – это генерация на основе газа. В «Интер РАО», СГК, СУЭК, En+ на запросы не ответили.
Тайц отмечает, что увеличить долю угля в энергобалансе возможно за счет строительства новых угольных энергоблоков на электростанциях в Сибири и на Дальнем Востоке. Для этих регионов это наиболее доступный вид топлива, говорит эксперт. По оценке директора группы аналитики в электроэнергетике Kept Сергея Роженко, с учетом прогнозной динамики роста спроса в энергосистеме России порядка 1% в год к 2050 г. увеличение доли угольной генерации до 15% будет означать дополнительные 70–80 млрд кВт ч, или порядка 10–12 ГВт новых угольных мощностей. Он согласен, что эти мощности будут востребованы на Дальнем Востоке (макрорегионе с самой высокой динамикой роста спроса на электроэнергию и ограниченной доступностью газа) и в Сибири.
Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников напоминает, что Россия находится на 2-м месте в мире (после США) по запасам угля. И отказываться от его использования в электроэнергетике, по его словам, «было бы неразумно».
По данным Родионова, сейчас на стадии строительства в России находится три угольных ТЭС общей мощностью порядка 0,3 ГВт и 12 газовых общей мощностью 3,7 ГВт. Поэтому, по его оценкам, доля угля в структуре электрогенерации и энергобалансе неизбежно будет снижаться.
При этом рост доли угольной генерации, по мнению Тайца, усложнит задачу по сокращению выбросов парниковых газов. Стратегия низкоуглеродного развития до 2050 г., утвержденная правительством осенью 2021 г., предусматривает снижение к 2050 г. выбросов СО2 на 60% к уровню 2019 г. (1,58 млрд т СО2-эквивалента). При этом в октябре 2021 г. президент Владимир Путин в ходе пленарного заседания Российской энергетической недели говорил, что российские власти рассчитывают на достижение к 2060 г. страной углеродной нейтральности экономики (превышение поглощения выбросов парниковых газов над их эмиссией).
Шапошников считает, что сжигание угля на ТЭС в «сверхкритическом» и «ультрасверхкритическом» режимах с установками улавливания и захоронения CO2 позволит снизить выбросы до уровней современных газовых станций. Но Родионов напоминает, что пока в России нет ни одной угольной ТЭС, работающей на «ультрасверхкритической» технологии. Представитель «Сообщества потребителей энергии» (лобби крупной энергоемкой промышленности) отметил, что негативное влияние на цену электроэнергии рост доли угольных ТЭС «вряд ли окажет», но плановую долю в энергобалансе целесообразно определять с учетом множества факторов – себестоимости и экологичности выработки, доступности топлива в конкретном регионе, решения вопросов энергобезопасности, теплоснабжения и т. д.
В ответе пресс-службы Минэнерго «Ведомостям» говорится, что актуализация энергостратегии до 2050 г. продолжается, поэтому «говорить об изменениях топливно-энергетического баланса России в части угольной промышленности преждевременно». Как говорится в протоколе заседания комиссии по энергетике Госсовета РФ, завершение разработки энергостратегии планируется во второй половине 2023 г.