Сегодня наша Ассоциация объединяет ответственных и надежных участников рынка энергетических обследований Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Ростовской, Калининградской областей и других регионов России.

Основные цели нашей работы – повышение качества энергообследования и энергетических паспортов, а также обеспечение экспертизы и отчётов по результатам энергетического обследования. По итогам деятельности за последние годы мы получили положительное заключение Министерства энергетики РФ по 353 энергетическим паспортам, подготовленным членами нашей Ассоциации.

Важным направлением нашей деятельности также являются защита профессиональных интересов членовАссоциации, представление их позиции в органах государственной власти, информационное и методическое обеспечение и содействие в решении текущих практических вопросов.

Кроме этого, актуальными остаются вопросы реализации программ энергосбережения в интересах энергопотребителей, у которых было осуществлено энергетическое обследование и определены мероприятия по повышению энергоэффективности.

Бакунович Н.Н.

Проблемы развития энергоаудита

Во исполнение Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации как в конце 2012 года должно быть завершено обязательное энергетическое обследование объектов органов государственной и муниципальной власти, бюджетных организаций, компаний, генерирующих и транспортирующих энергоресурсы и воду, организаций, потребляющих энергоресурсов на сумму более чем на 10 млн. рублей за календарный год и некоторых других субъектов на рынке энергопотребления.

13-14 сентября в Санкт-Петербурге проходила II Всероссийская научно-практическая конференция «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство», в рамках которой 14 сентября состоялся круглый стол «Саморегулирование в области энергетических обследований. Этап становления». Круглый стол стал не только дискуссионной площадкой, но и «информационным рупором», донесшим до специалистов отрасли важнейшие изменения и тенденции.

К новым правилам и стандартам

Как отметил Советник директора СРО НП «Балтэнергоэффект», д.т.н., профессор, Почетный энергетик РФ Александр Журавлев в докладе «Роль Национального объединения СРО в области энергетического обследования», «В России с августа 2010 года создавалась система саморегулирования в области энергетического обследования, основные задачи и компетенции которой закреплены опять же в Законе. Сегодня в России зарегистрировано более 100 саморегулируемых организаций, в рядах которых состоит около 4000 членов. Последние представляют собой энергоаудиторские организации с различным опытом работы, разным уровнем профессиональной подготовки специалистов, отличающейся приборно-инструментальной базой».

Таким образом, положен первый камень в основание будущей системы, перейден Рубикон.

Руководитель аппарата Национального объединения в области энергетического обследования Леонид Питерский так определил ближайшие задачи: «Мы хотим помочь профессиональному сообществу, работающему на рынке, создать свои правила игры, по исполнению тех функций, которые возлагает в области энергетического обслуживания государство. Заказчик, а это, в первую очередь, бюджетные организации, должны понимать, что, обратившись к энергоаудиторам, они получат качественный продукт. Это станет исходной точкой, которая даст возможность будущему инвестору просчитать, когда же будет возврат. Чем профессиональней будет сделан аудит, тем лучше будет продвижение области энергоэффективности».

Сегодня делаются и первые практические шаги. Недавно сформированное Национальное объединение СРО в области энергетического обследования, по оценке Александра Журавлева, уже сумело достаточно серьезно заявить о себе. Созданы различные Комитеты, у которых прошли первые организационные заседания. Если учесть, что есть Комитет по защите прав СРО, то становится ясным, почему все члены НОЭ могут чувствовать себя спокойно. Комитет по профессиональному образованию может определять основные требования по повышению квалификации и аттестации сотрудников. Комитет по ценообразованию одной из первоочередных задач видит создание методики определения стоимости энергоаудита. Как полагает Александр Журавлев, Комитетом по нормативно-методической работе и унификации документов могут быть созданы Стандарты и правила Национального объединения СРО, уровень которых будет сопоставим с общероссийскими нормативными документами.

Саморегулируемые организации в общем и целом готовы к проведению энергетического обследования объектов различной степени сложности и составлению энергетических паспортов, отчетов по результатам обследования, разработке программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Леонид Питерский считает, что в программе энергосбережения должен быть сделан акцент на возможности, предлагаемые для участников рынка, поскольку программа ориентирована именно на них. Руководитель аппарата Национального объединения в области энергетического обследования высказал обеспокоенность тем, что квалифицированных профессионалов в области энергоаудита очень мало и поэтому необходимо обучение функциональных специалистов. Между тем в программе энергосбережения предусмотрена весьма незначительная сумма финансирования исследовательских работ и рассчитывать на высокое качество их выполнения не приходится. В погоне за экономической выгодой и показателями участники процесса энергосбережения могут пренебречь условиями сохранности здоровья людей. По мнению эксперта, экономия в энергосбережении не должна осуществляться в ущерб людям.

Энергосбережение и финансы

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. № 2446-р была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». В Паспорте Программы определены объемы и источники финансирования до завершения реализации Программы (до 2020 года): средства федерального бюджета в размере 70 млрд рублей; средства бюджетов Российской Федерации - 625 млрд рублей; средства внебюджетных источников в размере 8837 млрд рублей.

Закон потребовал, чтобы до 01.08.2010 года были разработаны и утверждены региональные программы по энергосбережению в субъектах Российской Федерации. Эти программы формировались в спешном порядке, жесткой схемы по их составлению и представлению в федеральные органы исполнительной власти (Минэнерго РФ) не было, поэтому они получились по-разному структурированы и с различной степенью детализации и проработки для разных субъектов России.

В Санкт-Петербурге программа была составлена с учетом основных направлений по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Она была введена в действие. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.07.2010 г. № 930. Однако в ней не найти данных о бюджетных затратах Санкт-Петербурга и о внебюджетном финансировании программ. В региональной программе Ленинградской области прописаны средств консолидированного бюджета Ленинградской области (более 14, 324 млрд рублей), а также средства муниципальных бюджетов (почти 2, 116 млрд рублей) только на первом этапе реализации программы.

«В связи с этим, - как указал в своем выступлении Александр Журавлев, - в России складывается парадоксальная ситуация: Правительство рассчитывает на то, что регионы все-таки "раскошелятся", а еще в большей степени привлекут внебюджетные средства. Регионы ждут бюджетного финансирования из федеральных источников.

Здесь необходимо сказать о том, что 05.09.2011 г. вышло Постановление Правительства РФ № 742, которое предоставляло возможность регионам воспользоваться средствами федерального бюджета. Речь идее о тех самых субсидиях, которых в расчете на 10 лет должно быть выделено 70 млрд рублей, т.е. по 7 млрд рублей на календарный год. Строго говоря, на энергосберегающие программы в регионы отпускается 5 млрд 126 млн рублей, но есть при этом одно но... Заявки необходимо было подать до 10 сентября.

А как же внебюджетные фонды? Скорее всего, при разработке Закона подразумевалось, что появятся подзаконные акты, мотивирующие бизнес-структуры вкладывать деньги (причем большие деньги!) в энергосберегающие мероприятия и повышение энергетической эффективности. Но пока не обозначено никаких льгот: налоговых, кредитных, арендных и пр. Не получается как в Германии: собственник или арендатор помещений, повышая энергоэффективность здания, платит налогов на 20% меньше.

Сегодня в России, несмотря на принятые подзаконные акты, механизм стимулирования не срабатывает. В частности, отсутствует механизм, позволяющий реализовать указанную в п. 3 ст.24 Закона возможность бюджетным учреждением использовать на свои цели (вплоть до фонда оплаты труда) денежные средства, полученные за счет экономии энергоресурсов. Точно так же не работает механизм расчета бюджетной организации по энергосервисному контракту за счет средств, сэкономленных на энергоресурсах. Как это реализовать на практике - никто не знает. Скорее всего, сэкономленные сверх норматива средства уйдут в бюджет, а на следующий год из бюджета будет выделено меньше средств. Следовательно, должна быть усовершенствована и нормативно-правовая база в части мотивации руководителей бюджетных организаций к достижению более высокого уровня энергоэффективности подведомственного объекта».

По мнению эксперта, возможны и варианты софинансирования программ по энергосбережению и в России. Так, например, в Тюменской области при выполнении «длинных» энергосервисных контрактов городской бюджет берет на себя ежегодную оплату процентов по кредиту.

В большинстве же регионов сегодня все участники энергоаудита оказались в «денежном вакууме»: бюджетные организации не получают необходимых средств, а коммерческие структуры не знают, как и когда им «отобьются» вложенные средства.

В решении этого и других вопросов необходимую помощь и поддержку должно оказывать Минэнерго РФ.

Сканированная версия статьи